00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Нажми на кнопку – получишь результат, или Почему петербургские лифты никуда не везут

14.06.2018 13:04 4178
Постоянный автор НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ в очередной раз застрял в лифте и, ожидая подмоги, рассуждает, кто же в этом виноват.
Нажми на кнопку – получишь результат, или Почему петербургские лифты никуда не везут

Боязнь лифтов в психиатрии называют клаустрофобией. И нет-нет да подумаешь, что ей в Петербурге страдает подавляющее большинство власть имущих – настолько медленно и неохотно решается наболевшая проблема с заменой и ремонтом изрядно устаревшего лифтового фонда.

Дошло до того, что город побил очередной антирекорд – если взять количество неисправных и морально изношенных подъемников с 2014 года (именно тогда была инициирована всероссийская проверка), то Петербург окажется едва ли не «лидером» в стране.

А проверять лифты на федеральном уровне начали не случайно. За минувший год число происшедших с пассажирами несчастных случаев, в том числе смертельных, в РФ перевалило за сотню – и оставить трагедии без должного внимания было бы немыслимо. Вопросом ожидаемо занялись всерьез. Так, пару месяцев назад президент подписал закон, обязующий организации, где используются подъемники, отчитываться перед Ростехнадзором. А с начала июня для недобросовестных «лифтовладельцев» существенно выросли штрафы – до 350 тыс. рублей за каждый прецедент.

Да, меры приняты адекватные. Но даже самое безупречное федеральное законодательство не работает без должного административного и правового контроля со стороны региональных властей. И можно ли рассчитывать на их рвение там, где от проблемы лифтов отмахивались столько лет?

Итоги федеральной проверки оказались для Северной столицы шоком: ежедневно петербуржцы подвергают свои жизни опасности, заходя в один из более 10 тысяч неисправных лифтов. К некоторым пассажирским подъемникам никто не притрагивался с 1980-х (!) годов – кроме разве что вандалов. А позитивные изменения, подобно устаревшему лифту, движутся столь медленно неспроста.

Фактор первый: огромную финансовую нагрузку возложили на управляющие компании

По логике, конечно, они и обязаны ее нести. Вот только на практике получилась иллюстрация известной пословицы про дитя и семь нянек – разделение ответственности. Административный контроль над исполнением принятых законов в этой сфере лежит на губернаторе и ЗакСе, координирует реализацию Жилищный комитет, а деньги в итоге ищут управляющие компании.

И довольно часто не находят – по двум основным причинам. Во-первых, никакой особой мотивации к поиску у УК нет. Во-вторых, искать негде: деньги на лифтовый фонд выделяются из взносов собственников жилья на капремонт. Посчитаем: если средний минимальный взнос составляет 6,68 руб. с «квадрата», а стоимость лифта – 9 миллионов рублей, то как долго придется собирать на его замену? Ответ – без малого 10 лет, если вести речь о стандартной 9-этажке.

Очевидно, что суммы для УК и, соответственно, для жильцов неподъемные. Ситуация создана патовая: социальную цену взносов на капремонт мы и так будем платить еще долго, потому повышать их нельзя, что каждому очевидно. Кроме Жилищного комитета, в котором, похоже, всем довольны.

Если человек «предпочитает» на свой страх и риск ездить в старом лифте (т. е. не платить удвоенные взносы на капремонт), то, по мнению чиновников, это его сознательный выбор. То, что в данном контексте речь идет о жизнях горожан, им правда неинтересно. Никаких предложений по оптимизации расходов, по совершенствованию законодательства или по проведению внеплановых проверок в проблемных домах. Коих, напомним, десять тысяч.

Радует здесь только одно: Смольный пока не взялся ревностно за УК с требованием повышать взносы. Это к вопросу о мотивации: напугать и пригрозить много легче, чем вступить в конструктивные переговоры. Правда, утверждать, что из управляющих компаний не сделают «стрелочников» никогда, мы, пожалуй, не станем.

Фактор второй: бюрократические сложности замедляют ввод в эксплуатацию новых лифтов

С 2017 года далеко не каждый (даже самый современный) лифт способен в одночасье оказаться выше бюрократического барьера. А все потому, что правила ввода пассажирских подъемников в эксплуатацию заметно ужесточились. Теперь недостаточно экспертизы аккредитованного центра – требуется участие представителей Ростехнадзора. Разумеется, забота о безопасности пассажиров достойна уважения, однако в итоге сотни уже замененных либо отремонтированных лифтов простаивают без приемки.

И это не означает, что нужно смягчать правила, подставляя жизнь горожан под удар, – это означает, что без активного участия губернатора здесь не обойтись. Именно он просто обязан был сразу после обнаружения проблемы начать оптимизацию процесса – устранять бюрократические факторы, налаживать взаимодействие Ростехнадзора с монтажными организациями и экспертными центрами. Для того и существуют региональные власти, проводящие в жизнь федеральные инициативы.

Но конструктивных действий предрекаемо не последовало. День ото дня петербуржцы всё так же опаздывают на работу из-за слишком долгого ожидания лифта, терпят неприятные минуты или даже часы внутри сломавшегося подъемника, рискуют здоровьем и жизнью. А сейчас к ним присоединились и гости начавшегося чемпионата мира, многие из которых арендовали жилье в обычных домах. Такой ли они хотели видеть культурную столицу, планируя визит?

Нет сомнений, что теперь, когда лифтовым фондом вплотную занялось государство, спешные меры со стороны городской администрации непременно последуют. Остается открытым лишь вопрос об их эффективности – не сведутся ли они к принудительному «спасению утопающих руками самих утопающих», то есть к росту платежей от горожан. Впрочем, даже если хотя бы одну жизнь пассажира удастся сохранить превентивными мерами от властей, можно утверждать, что они занимают свои кресла не зря. Пока же в данном контексте это, увы, рано констатировать.

Алла Исаева

Материалы по теме: