Скатертью велодорожка: как непросвещенность петербургских чиновников способствует автомобилизации

15.06.2018 11:11 1127
Постоянный автор НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ рассуждает о том, куда ведут петербургские велодорожки.

В наше время, когда вся информация мира помещается на ладони в черном прямоугольнике размером 4–5 дюймов, учиться на своих ошибках может только очень-очень плохая городская администрация. Урбанисты уже исследовали всё вдоль и поперек, профильные сайты богаты разнообразными примерами – и, что важно, неудачными.

Казалось бы, отсутствие в городе велосипедной инфраструктуры в XXI веке даже в некоторой степени плюс. Город может не тратить время и ресурсы на эксперименты, а взять на вооружение лучшие мировые практики. Но нет, петербургские власти решили пойти своим путем и допустить все классические ошибки самостоятельно.

Вперед в прошлое

Возможно, вы заметили, что в 2017 году бело-асфальтную дорожную сеть Петербурга «вогнали в краску». В центре города появились «не уверенные в себе» ярко-красные велодорожки. За зиму этот «стыд» сошел с лица города в прямом и переносном смысле. Сейчас красное покрытие дорожек наносят заново.

Делали это в рамках старта городской программы по обустройству велодорожек, рассчитанной до 2020 года, с бюджетом более чем в 200 миллионов рублей. Первые шаги в ее реализации показали всю бессмысленность вложенных средств. Дорожки имеют незначительный велосипедный трафик в большинстве мест, трассировка маршрутов выбрана неудачно, нередко на велодорожках происходит незаконная и никак не контролируемая парковка автомобилей.

Программа, по которой будет развиваться городская велоинфраструктура еще 2 года, является устаревшей даже не для 2020-го – она отстает от современных мировых тенденций лет на 30. И это в лучшем случае.

Как у них

Нет никакой необходимости покрывать велодорожки специальной краской желтого, красного, зеленого либо другого цвета из радужного спектра. Это отлично подходит лишь для красивых фотографий в отчете перед вице-губернатором. К тому же появляется дополнительная строка в бюджете на ежегодное (а как иначе) восстановление покрытия. Кому все это выгодно, думаю, объяснять не нужно.

Прежде чем прокладывать маршруты, нужно выйти на улицу и понять, что, например, Большая Зеленина совершенно не подходит для велодвижения, так как даже на ее тротуарах с трудом умещаются пешеходы. А проложенная по ней велодорожка создает конфликт между всеми пользователями городской улично-дорожной сети – пешеходами, автомобилями, велосипедами и общественным транспортом.

Ведущие города мира давно прошли все возможные стадии преобразования велоинфраструктуры и выработали идеальную формулу для ее построения.

Современная велоинфраструктура города:

  1. Отделена от пешеходного и автомобильного движения.
  2. Имеет понятные знаки приоритета в местах пересечения с автомобильным и пешеходным движением.
  3. Связывает самые востребованные с позиции потока пользователей точки города.
  4. Не имеет сильных перепадов по высоте и непреодолимых препятствий на пути.
  5. Обладает достаточной для комфортного передвижения шириной.
  6. Имеет современную и удобную систему велопроката.
  7. Обеспечена вместительными перехватывающими велопарковками в необходимых точках.

Вот и всё. Семь пунктов, которые отделяют Петербург от Осло, Хельсинки, Копенгагена и других городов, имеющих схожие климатические условия. Заметьте, необходимости разукрашивать асфальтовое покрытие в перечне нет.

Крути педали

Велоинфраструктура не должна быть самоцелью. Введение платной парковки в центральной части города (и, что главное, жесткий контроль над соблюдением этого правила), пропаганда велодвижения, недорогой и удобный велопрокат – не менее важные факторы превращения Петербурга в современный город с активным велодвижением.

При этом современная тенденция велопроката – отсутствие велостанций как таковых. Вы вправе взять велосипед, стоящий в специальных зонах на тротуаре, и оставить его в таком же положении, не отыскивая предварительно металлические кольца велопарковки. Понятно, что вы не сможете припарковаться по первому желанию там, где вы будете мешать движению пешеходов или авто. В мобильном приложении отмечены те самые специальные зоны, где, оставив свой велосипед, вы не ущемите ничьих интересов.

Заключение

Велосипед обязан стать в Петербурге привычным средством передвижения. Все, что нужно для этого сделать, – создать инфраструктуру и поддержать ее востребованность правильной транспортной политикой. Разработка и внедрение всей велосипедной инфраструктуры для города по уровню затрат соотносимы с закупкой пары десятков новых автобусов. Цена для мегаполиса невысокая, эффект для его транспортной системы – колоссальный.

Кирилл Спасский

Материалы по теме: