Необходимое непопулярное решение: когда в центре Петербурга введут повсеместную платную парковку?

19.06.2018 18:00 1490
Постоянный автор НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ рассуждает о неизбежных нововведениях для петербургских водителей.

Со стороны может показаться, что при управлении городом большинство решений очевидны, осталось только найти инвесторов и исполнителей. Отчасти это так, однако кроме полезных действий городская администрация сталкивается с необходимостью реализовывать важные, но не очень популярные решения. То, как власть подает эти изменения и, что главное, как на них отреагируют жители, является показателем профессионализма администрации. Даже самые критикуемые нововведения можно производить постепенно и в тесном диалоге с теми, на кого они будут непосредственно влиять.

Одной из таких необходимых мер для крупного города является платная парковка. Нужно понимать, что юридически парковка личного автомобиля на улично-дорожной сети, являющейся муниципальной собственностью, – это краткосрочная аренда земельного участка у города. Если речь идет о центре, где спрос на такую аренду особенно высок, предоставление ее на безвозмездной основе – нонсенс. К этому выводу давно пришли все крупные, средние и даже малые города развитых стран.

Нынешняя система платных парковок появилась в Петербурге совсем недавно. В 2014 году была организована тестовая зона на Караванной и Итальянской улицах. Целью таких зон являлась демонстрация петербургским водителям данной системы, а также отработка ее механизмов через изучение отзывов пользователей. Таким образом, первая «платная» парковка на самом деле была бесплатной.

Спустя год в городе появилась, как казалось тогда, настоящая зона платной парковки. На 27 улицах Центрального района стало невозможно бесплатно припарковаться с 8 утра до 8 вечера. Стоимость парковки в этих зонах была установлена на уровне 60 рублей в час. На создание парковочной системы было потрачено немало – 250 млн рублей. Однако власти заявляли, что вложенные средства быстро окупятся.

Время шло, а сборы в городскую казну – нет. Оказалось, что из-за слабых мест в федеральном законодательстве штрафовать водителей, не оплативших краткосрочную аренду машиноместа, невозможно. Смольный не смог заключить договор с ГИБДД на предоставление базы данных автомобильных номеров, так как это бы нарушало закон «О защите персональных данных». Причем в Москве такой проблемы нет: одна из структур мэрии самостоятельно выписывает штрафы за неоплату парковки.

По сути, в городе с населением более 5 миллионов человек до сих пор нет системы платных парковок. Петербург остается одним из немногих европейских мегаполисов, где городская казна не пополняется за счет парковочных мест в центре города.

Сколько должна стоит платная парковка в Петербурге? Вопрос хороший, ответ очевидный. Город должен быть заинтересован в наполнении платных парковочных мест, ведь это дополнительная статья доходов в бюджете. Чем выше наполненность – тем лучше. Таким образом, плата должна быть не заградительным фактором, а экономически выверенным и отрегулированным инструментом пополнения бюджета.

При этом важно сохранить бесплатную парковку для льготных категорий граждан, будь то многодетные семьи или инвалиды. Кроме того, необходимо правильно выстроить систему получения резидентских парковочных разрешений, когда жители района, в котором введена платная парковка, за символическую плату могут получить такие разрешения. В Петербурге на сегодняшний день они стоят 1800 рублей в год, что, согласитесь, совсем немного, если вы способны содержать автомобиль. Такие разрешения позволяют парковаться неограниченно, но только на ближайших от места проживания улицах. Не должно быть ситуации, когда житель Центрального района может парковаться во всей зоне платной парковки, а житель Калининского – нет. Это явная дискриминация.

Введение платной парковки не панацея. Вместе с этим действием необходимо развивать общественный транспорт и систему перехватывающих парковок у станций метро, находящихся вне зоны платной парковки. В таком случае вы оплачиваете только проезд на метро в две стороны, а парковка для вас становится бесплатной. В Петербурге такая система действует, но объемы условно бесплатных парковочных мест явно не соответствуют требуемым.

Надо сразу сказать, что организация платной парковки дело дорогостоящее и отбивается не сразу. Москве понадобилось 5 лет, чтобы покрыть затраты в более чем 16 миллиардов рублей. Как результат – миллиарды рублей в городской бюджет при сравнительно невысоких затратах на поддержание системы. Эти деньги направляются на общественный транспорт, и даже самые заядлые автомобилисты понимают плюсы данной меры. Город стал свободнее, припарковаться на самых востребованных улицах возможно даже в середине рабочего дня.

Нужно понимать, что введение повсеместной платной парковки в центре обязательно столкнется с бурей возмущения среди городских жителей. Отучить людей от необходимости пользоваться личным автомобилем для поездки в центр будет очень трудно, но необходимо. Улично-дорожная сеть центра Петербурга уже давно исчерпала свою пропускную способность и если мы не хотим окончательного превращения Северной столицы в город-пробку, то поток автомобилей в центре необходимо сокращать.

Вводить платную парковку нужно постепенно и исключительно в зоне основных мест притяжения основных людских потоков. Это Центральный, Петроградский и часть Василеостровского района.

Летом 2018 года будут осуществлены необходимые поправки в федеральное законодательство, регулирующее предоставление персональных данных от ГИБДД соответствующим городским органам власти. У администрации Петербурга закончатся отговорки. В течение одного или двух лет введение повсеместной парковки в центре города неизбежно.

Народное возмущение будет, и от этого не избавиться. Другое дело, как построится диалог с протестующими и на какие уступки смогут пойти власти на начальных этапах. То, как Смольный будет работать с общественным «негативом», покажет зрелость городской власти.

Кирилл Спасский

Материалы по теме: