Российские стартапы: можно ли вывести отечественный проект на международный уровень?

07.07.2018 16:27 625
Как сообщают в СМИ, финансирование извне находят меньше 30% российских стартапов. Причины у этого могут разные, кто-то говорит о страхе выходить на внешние рынки, также распространённой причиной является незнание языка.

Российские проекты, как показывает практика, обычно развиваются за счет отечественных финансов и редко выходят за рубеж. В отличие от большинства иностранных стартапов более 70% российских проектов финансируются на собственные средства и не спонсируются внешними инвесторами. Почти все предприниматели предпочитают оставаться в пределах местного рынка, продавая услуги только внутри страны. К тому же рынок пока не совпадает с ожиданиями инвесторов, которые заинтересованы в искусственном интеллекте и блокчейне, отмечают эксперты.

Тем не менее 29% старапов удалось выйти на сотрудничество с внешними инвесторами, что тоже неплохой показатель.  Такие данные приводятся в исследовании «Стартап-барометр 2018», которое провели партнер iTech Capital Алексей Соловьев, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и EY. Анализ проводился на основе анкетирования 300 участников российских стартапов в период с марта по апрель 2018 года.

Если ориентироваться на опыт стартапов в США, то среди успешных проектов доля привлекших инвестиции в инновационных хабах — Кремниевой долине, Бостоне, Лос-Анджелесе или Сиэтле — приближается к 100%. Российские предприниматели, по мнению экспертов, не имеют опыта работы с венчурным капиталом, и пока отечественный рынок будет работать в большинстве своем за счет своих инвесторов, ситуация вряд ли изменится.

По результатам исследования, около 70% респондентов отметили, что получают внутри страны от 75% до 100% всего дохода. Это связано с целым рядом причин, например, сервис или услуга могут быть привязаны к местной экосистеме, законодательству или особенностям экономики. Еще одной причиной, которая тормозит развитие российского стартапа, это недостаточно хорошее знание языка или неготовность уезжать в другую страну. Россияне не так мобильны, даже если этого требует их бизнес, поясняют эксперты. Также отмечается, что рынку недостает амбициозных основателей с желанием все больше развивать свой бизнес, не останавливаясь на уровне своего города или страны. Помимо этого 64% российских стартаперов отметили наличие негативного опыта, связанного с неуспешными проектами и закрытием бизнеса.

Сейчас наиболее актуальными сегментами рынка, где можно развить свой стартап проект являются маркетплейсы, финтех и SaaS (soft as a service — софт как услуга), отмечают некоторые эксперты.  Только в последних двух нишах специализация стартапов и интересы инвесторов совпадают, говорится в исследовании.

Александр Ружинский, основатель городского проекта «Петербургский стартап» назвал сферы искусственного интеллекта, блокчейна и автоматизации производства самыми успешными и востребованными на рынке стартапа сегодня. В свою очередь, по результатам исследования среди стартаперов же этими направлениями занимаются не более 1–2%.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ попросили Александра рассказать о том, удавалось российским стараперам в рамках проекта найти иностранных инвесторов и выйти на зарубежный рынок.

«В практике Петербургского стартапа такие кейсы не встречались,  так как поиск иностранных инвестиций - это достаточно специфическая деятельность, связанная с необходимостью владения определёнными экспертизами (например, юридическая, социокультурная, понятийная). Такими экспертизами обладают отдельные инфраструктуры, специализирующиеся на выводе стартапов на рынке каких-то конкретных стран или конгломератов (США, ЕС)», - поделился Александр Ружинский.

Также он сообщил, что существует и другой ряд трудностей, который делает зарубежный рынок менее доступным для отечественных проектов. Зачастую возникают законодательные ограничения, требующие привлечения резидента в планируемый бизнес (включение физического лица - резидента в состав учредителей, или деятельность в рамках организационной структуры юридического лица, зарегистрированного в иностранной юрисдикции).

Отметим, что сейчас многие студенты колледжей и университетов только защитили свои дипломные проекты и могли бы попробовать претворить их в жизнь. Александр Ружинский посоветовал активным молодым предпринимателям обратиться в Петербургский стартап, который, в свою очередь, сориентирует их во всем многообразии существующей поддержки частной или государственной инфраструктуры. 

Материалы по теме: