«Мутные» схемы рекламного бизнеса

13.07.2018 17:22 1774
В отношении должностных лиц Комитета по печати Санкт-Петербурга проводится прокурорская проверка.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ продолжают рассказывать о фактах нарушения Федерального закона «О рекламе» в Санкт-Петербурге. Напомним, что еще в 2013 году у операторов наружной рекламы истекли сроки договоров на использование рекламных конструкций. А новый конкурс Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ был проведен только в 2017 году. Таким образом, четыре года все рекламные конструкции на территории Санкт-Петербурга эксплуатировались нелегально, что, по мнению экспертов рекламного рынка, привело к его коренному «переделу»: на рынке остались несколько компаний – монополистов. Кроме этого, на протяжении всех этих лет рекламные конструкции приносили своим владельцам незаконный доход до 150 миллионов рублей ежемесячно.

Вице-президент Ассоциации наружной рекламы «Национальный рекламный стандарт» Александр Дрожжин:

«С 2013 года все рекламные носители стояли без разрешений – сроки всех договоров истекли. По логике, должен быть проведен новый аукцион сразу же. Но у нас он состоялся только через четыре года.

Что в результате получилось: в городе стояли на тот момент 14000 щитов, и все они незаконные. Кстати, с молчаливого согласия чиновников Комитета по печати некоторые из них, порядка 300 штук, стоят и по сей день - их не демонтировали до сих пор.

Раз нет законных оснований для эксплуатации рекламной конструкции, ее можно демонтировать – любую. Ситуация была использована так, что некоторых операторов уничтожили. Например, компания «Стоик» мешала размещать конструкции компаниям «Russ Outdoor» и «Постер»:  рекламные носители «Стоика» взяли и «спилили» полностью. А кого-то скупили по демпинговой цене. Например, начинался демонтаж тумб, и одновременно хозяин компании получал предложение продать свои щиты, но очень дешево».

Разумеется, для продолжения эксплуатации рекламных носителей должно было существовать какое-то законное обоснование, пусть даже и формальное. И такое основание было придумано. Тем, кто остался работать на рынке, объяснили, что они могут продолжать работать, но ГУП «Городской центр размещения рекламы» периодически будет выставлять им иски за «необоснованное обогащение» - так они формально будут оплачивать пользование городской собственностью.

«Необоснованное обогащение» взимали с операторов-нелегалов, разумеется, через суд. Но во-первых, суммы по этим искам были мизерными по сравнению с теми, что операторы наружной рекламы платили бы по официальным договорам с городом.Например, за 2017 год Межрайонной службой судебных приставов вынесены постановления о назначении административных наказаний в отношении пяти крупнейших операторов наружной рекламы на общую сумму всего лишь 150 тысяч рублей (прим.ред.: ежемесячная прибыль составляла до 150 миллионов рублей). А во-вторых, считают эксперты, судебные иски только затягивали процесс демонтажа, позволяя конструкциям стоять и приносить доходы своим владельцам.

«Мутные» схемы рекламного бизнеса

Вице-президент Ассоциации наружной рекламы «Национальный рекламный стандарт» Александр Дрожжин:

«Для чего «Городской центр размещения рекламы» подавал в суд – загадка. С моей точки зрения, лишь для того, чтобы затянуть время, ведь судебное разбирательство – это всегда длительный процесс. А в Федеральном законе «О рекламе» четко прописано, что рекламный носитель не может использоваться без договора, это незаконно, и он должен быть демонтирован. Для его демонтажа достаточно решения органов местного самоуправления: составляется акт, и конструкция демонтируется, и никакого дополнительного судебного решения здесь не требуется. А пока суд идет, щиты стоят».

Впрочем, даже когда ГУП «Городской центр размещения рекламы подавал иски о сносе рекламных конструкций, и судом принималось решение в пользу ГУП, исполнительные листы, направленные в службу судебных приставов, неоднократно отзывались самим же «Городским центром размещения рекламы».

Из письма и. о. прокурора Санкт-Петербурга Э.Э. Артюхова первому заместителю председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы РФ М.В. Емельянову:

«СПб ГУП «ГЦРР» исполнительные листы в 2014 году направлены для исполнения в Межрайонный отдел судебных приставов УФСПП России по Санкт-Петербургу и в последующем неоднократно необоснованно отзывались в 2015 и 2017 годах.

Указанные действия должностных лиц СПб ГУП «ГЦРР» привели к созданию предпосылок для эксплуатации рекламных конструкций, подлежащих демонтажу, и длительному неисполнению судебных решений».

Из письма председателя межрегионального профсоюза работников предприятий малого и среднего бизнеса «Наше право» И.В. Коренкова полномочному представителю президента РФ в Северо-Западном округе А.Д. Беглову:

«Совершенно очевидно, что с самого начала своей трудовой деятельности в должности председателя Комитета по печати Серезлеев С.Г.  вместо того, чтобы работать над тем, как увеличить поступления в бюджет от наружной рекламы, тщательно трудится над тем, чтобы обеспечить законность монополии участников коррупционного сговора и дальнейшее поступление доходов от рекламы в карманы его владельцев».

«Мутные» схемы рекламного бизнеса

В оценке этой ситуации эксперты рекламного рынка сходятся во мнении, что четыре года в Санкт-Петербурге вообще не существовало четко прописанной в официальных документах методики подсчета того, какую прибыль должна приносить наружная реклама в городскую казну. Более того, вся схема действия операторов наружной рекламы была настолько размыта, что рынок был «переделан» в пользу больших монополий этого бизнеса, которые получили колоссальный нелегальный доход за это время. К слову сказать, очередная «компетентная проверка» чиновников Комитета по печати проходит и в настоящее время.

Из письма и. о. прокурора Санкт-Петербурга Э.Э. Артюхова первому заместителю председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы РФ М.В. Емельянову:

«Сообщаю, что по Вашему обращению, поступившему из Генеральной прокуратуры Российской Федерации 27.04.2018, о возможных неправомерных действиях должностных лиц Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга организована проверка, о результатах которой Вам будет сообщено дополнительно».

НЕВСКИЕ НОВОСТИ следят за развитием событий.

Материалы по теме: