Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Запуск системы городских электричек в Петербурге: поезд ушел навсегда?

16.07.2018 12:55 5117
Постоянный автор НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ призывает поставить развитие городского транспорта на правильные рельсы.

Железная дорога – один из первых относительно скоростных способов передвижения в человеческой истории. В конце XIX века запуск поезда Париж – Москва, который пересекал почти всю Европу за три дня, был абсолютно фантастическим событием. Чем-то вроде современного Hyperloop от Илона Маска.

Из-за отсутствия в центре города земельных ресурсов для прокладки железнодорожного полотна в то время вокзалы строили в основном на окраинах. Однако время шло, города росли и развивались. За прошедшие 100 лет большинство мегаполисов настолько увеличились в своих размерах, что даже самые периферийные в свое время вокзалы оказались в современных центрах.

Крупные европейские города давно стали использовать старую железнодорожную инфраструктуру для внутригородских поездок. Знаменитая система S-Bahn (один из видов пригородно-городских рельсовых систем в Австрии, Германии, Швейцарии) – как эталон придания устаревшим железнодорожным путям нового смысла.

Многие российские города с разной степенью успеха пробуют запускать аналоги S-Bahn. В той же Перми только прямые указы президента возобновляют движение городских электричек, которые показали себя абсолютно нерентабельной системой. При этом традиционно самым успешным примером является Москва. Меньше чем за 2 года существования МЦК (Московского центрального кольца) она смогла перевезти более 200(!) миллионов пассажиров.

Последние годы дискуссия на эту тему появилась и в Северной столице, однако, как и по многим другим вопросам, апатия городской власти эти разговоры замораживает. Очевидно, что существующая железнодорожная инфраструктура используется крайне неэффективно. Несколько процентов ценной городской территории используется для сезонных перевозок рассады из «Ленты» на свою дачу.

Многими экспертами отмечается препятствие для формирования такой системы в трудности организовать полное кольцо вокруг центра города. Это связано с морским статусом Петербурга и невозможности (а точнее абсолютной нерентабельности) строительства железнодорожного аналога ЗСД.

Предлагаются различные концепции и трассировки:

Их можно критиковать, можно хвалить. Однако в результате изучения данной темы хотелось бы предложить оптимальный вариант функционирования такой системы.

Система городских электричек в Петербурге должна быть радиально-полукольцевой с одним главным полукольцом («Юнтолово» – «Лахта» – «Старая Деревня» – «Пискаревка» – «Ладожская» – «Броневая» – «Большой порт») и радиальными направлениями от городских вокзалов в ближайшие пригороды. Для построения такой системы уже есть все необходимые железнодорожные пути. При этом новый железнодорожный мост через Неву тоже не понадобится. Конечно, пути необходимо модернизировать, однако данный ресурс есть, и грех его не использовать.

Вокруг остановок потенциальной системы должны возникать новые городские центры, их жизненно важно связывать с существующим общественным транспортом и метро.

В данный момент активно застраивается так называемый серый пояс, планируется строительство ВСД. Петербургский аналог S-Bahn должен стать неотъемлемой частью этих проектов. Для устойчивого развития Северной столицы нужно наконец-то перестать реализовывать крупные городские проекты в вакууме.

Потребуется также модернизация и строительство депо, закупка подвижного состава. По версии одного из руководителей «Ленгипротранс» Сергея Иванова, пассажиропоток такой системы может составлять более 150 тыс. человек в сутки при интервале движения 5–7 минут.

С правильным подходом найдутся и деньги на столь амбициозные планы. Тот же МЦК финансировали РЖД, Москва и федеральные власти совместно. Грамотная работа городской администрации позволила в кратчайшие сроки реализовать один из самых масштабных проектов в транспортной сфере в новой российской истории.

Петербург Москве не враг и просто обязан использовать эти наработки, вести плотный диалог с РЖД, федеральными властями и мэрией Москвы.

Всем известно, что по стоимости строительства петербургский метрополитен – один из самых дорогих в мире. В силу таких обстоятельств довольно глупо ставить на него всё и открывать несколько станций раз в год. Город активно растет, и метро за ним не успевает. Система городских электричек может помочь сократить это отставание.

Кирилл Спасский

Материалы по теме: