В Петербурге эксплуатируются аварийные рекламные конструкции

20.07.2018 18:54 1215
Более 300 рекламных носителей не могут демонтировать с 2014 года. Сроки их сноса вновь продлены Комитетом по печати.

На рынке размещения наружной рекламы в Петербурге эксперты усматривают ряд серьезных нарушений Федерального закона «О рекламе», которые начались с 2014 года и полностью не устранены по сей день.

Напомним, что в 2014 году истекли сроки действия всех договоров, заключенных операторами наружной рекламы на эксплуатацию рекламных носителей на территории города. С 2014 по 2017 гг. все рекламные конструкции использовались незаконно, так как конкурс на их эксплуатацию не проводился Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ на протяжении четырех лет. Это позволило операторам рынка наружной рекламы получать ежемесячные миллионные прибыли, перечисляя в бюджет города сущие копейки или вообще ничего.

Еще одно серьезное нарушение закона заключалось в том, что эти рекламные щиты, подчас находящиеся в плачевном аварийном состоянии, не соответствовали стандартам ГИБДД по части безопасности участников дорожного движения, представляя собой угрозу для здоровья и жизни водителей и пешеходов.

Из запроса первому заместителю председателя Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству М.В. Емельянову:

«Рекламные конструкции незаконно стоят на газонах, на разделительной полосе дорог и набережных Невы в сложных погодных условиях создают аварийные ситуации с автотранспортом, искажают архитектурный облик города и надсмехаются над властью в Санкт-Петербурге.

Фактическая эксплуатация рекламных конструкций в центре города без договора и разрешений предполагает личную заинтересованность должностных лиц Комитета по печати в противодействии исполнения требований закона «О рекламе» по демонтажу незаконных рекламных конструкций, что является должностным преступлением и требует незамедлительной проверки всей деятельности должностных лиц Комитета по печати».

В ответ на многочисленные запросы от граждан заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов неоднократно обращался с депутатскими запросами во всевозможные инстанции, в том числе в Генеральную прокуратуру, обращая внимание на нарушения законодательства и требуя демонтировать незаконно стоящие конструкции:

«Рекламные конструкции «Т-образные опоры», не соответствующие требованиям ГОСТ, нависающие над проезжей частью дорог (источник аварийности на дорогах Санкт-Петербурга) устанавливаются и по настоящее время. На них ведется прибыльная коммерческая деятельность.

Глава Комитета (Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга -  прим. редакции) Серезлеев С.Г. уже более четырех лет не исполняет своих обязательств по демонтажу незаконных рекламных конструкций, и есть веские основания полагать, что установка и использование новых незаконных рекламных конструкций происходит с его молчаливого согласия.

Прошу провести проверку изложенных фактов, привлечь к ответственности председателя Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Серезлеева С.Г., в кратчайшие сроки демонтировать рекламные конструкции, угрожающие жизни и безопасности жителей Санкт-Петербурга, возбудить соответствующее производство и привлечь виновных лиц к ответственности».

Вполне понятно, что на запросы депутата Госдумы столь высокого ранга не отреагировать было невозможно. Прокуратура Петербурга заверила, что «вопросы законности размещения рекламных конструкций неоднократно являлись предметом проверок прокуратуры города». А чиновники Комитета по печати неоднократно отчитывались в том, что демонтаж незаконно стоящих рекламных конструкций идет полным ходом. Приводилась даже внушительное число уничтоженных рекламных конструкций – более 8000 штук. Однако эксперты рекламного рынка считают, что за общими цифрами снесенных конструкций скрывается «подмена» - демонтируются не опасные рекламные конструкции, а так называемые «простые», типа виниловое панно или каркасные конструкции.

Вице-президент Ассоциации наружной рекламы «Национальный рекламный стандарт» Александр Дрожжин:

«Все демонтажи обеспечены бюджетным финансированием, обычно от 10 до 15 миллионов выделяется в год. Но далеко не все деньги идут на демонтаж именно опасных конструкций, не соответствующих ГОСТу. Если бы они были перенаправлены только на уничтожение конструкций, которые создают реальную угрозу жизни населения Санкт-Петербурга, то они все были бы демонтированы давно. А пока получается, что выделенные бюджетные средства используются нецелесообразно».

А вот выдержка еще из одного письма. На тот раз официальный ответ на запрос Ассоциации наружной рекламы дает заместитель начальника ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области А.Е. Кузнецов:

«В адрес Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга направлен запрос с перечнем адресов, на которых установлены рекламные конструкции, которые не соответствуют требованиям нормативных документов в части обеспечения безопасности дорожного движения для принятия мер по их демонтажу».

Письмо датировано январем 2018 года. Мы поинтересовались у вице-президента Ассоциации наружной рекламы Александра Дрожжина о нынешней судьбе этих рекламных щитов и получили лаконичный ответ: «Стоят и по сей день, никаких результатов мы не видим до сих пор».

Для проверки этой ситуации в Петербург был направлен сотрудник центрального аппарата МВД России после чего, в официальном ответе свою оценку положения дел высказал заместитель министра внутренних дел А.В. Романов:

«…факты установки рекламных конструкций на разделительной полосе дорог с нависанием над проезжей частью подтвердились.

В то же время демонтаж данных конструкций производится неудовлетворительными темпами, а их эксплуатация… продолжается».

Во время ознакомления с документами из переписки чиновников по поводу фактов нарушения ФЗ «О рекламе» создается ощущение, что все незаконно стоящие рекламные носители кто-то оберегает, потому они продолжают стоять всем законам назло. Даже когда суды принимали решение о сносе незаконно стоящих рекламных носителей и отправляли в Службу судебных приставов соответствующие исполнительные листы, они отзывались «Городским центром размещения рекламы» - структурой, подведомственной Комитету по печати. В своем ответе на имя депутата Госдумы Михаила Емельянова, и.о. прокурора Петербурга,  Э.Э. Артюхов признает, что:

«Указанные действия должностных лиц СПб ГУП «ГЦРР» привели к созданию предпосылок для эксплуатации рекламных конструкций, подлежащих демонтажу, и длительному неисполнению судебных решений

Рекламные конструкции до настоящего времени в полном объеме не демонтированы, судебные акты не исполнены».

Вся переписка по фактам нарушений закона «О рекламе» составляет сотни листов и длится уже несколько лет. Что показательно, на все запросы - как депутатские, так и из «компетентных органов» - чиновники Комитета по печати дают положительный ответ о скором сносе незаконных конструкций. Вот только сроки исполнения этих обещаний продлеваются. Сначала речь шла о полной их «ликвидации» к концу 2016 года. Потом заместитель председателя Комитета по печати А.П. Крусь в официальном ответе на запрос заверял: «Демонтаж оставшихся рекламных конструкций…планируется завершить до 01.04.2018».

К июлю 2018 года более 300 конструкции продолжают стоять и приносить своим владельцам прибыль до 150 миллионов рублей в месяц.

Ведь даже по минимальный расценкам, указанным на официальных сайтах операторов размещения наружной рекламы, например, размещение рекламы на щите формата 6х3 метра стоит в зависимости от места расположения от 50 до 100 тысяч рублей в месяц. Щит особо крупного формата, порядка 120 квадратных метров, стоит от 300 до 400 тысяч рублей в месяц.

На очередной встрече с прессой чиновники Комитета по печати обозначили уже новую дату окончательного демонтажа всех незаконных рекламный носителей – и это уже сентябрь текущего года.

Материалы по теме: