Ждать ли подорожания топлива: российские особенности бензинового калькулятора

09:50 26.02.2015 1101
Санкт-Петербург, 26 февраля. Дефицита нефтепродуктов на рынке Петербурга и области нет, что пока удерживает стоимость топлива на бензоколонках. Однако
бензинСанкт-Петербург, 26 февраля.

Дефицита нефтепродуктов на рынке Петербурга и области нет, что пока удерживает стоимость топлива на бензоколонках. Однако оптовые цены в конце февраля понемногу поползли вверх, и небольшого подорожания бензина можно ожидать уже весной. Такова на сегодняшний день ситуация на рынке нефтепродуктов, которую озвучил эксперты отрасли: президент НП «Петербургский Нефтяной клуб» Олег Ашихмин, первый вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Михаил Темниченко и заместитель начальника управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России Дарья Савина. Бензин все-таки подорожает Прошлогоднюю мировую лихорадку нефтяных цен Россия выдержала, да и в новый год мы вступили без потерь. «2015 год мы начали ровно: цены на бензозаправочных станциях остались на том уровне, на котором мы вошли в Новый год», – констатирует Олег Ашихмин. Президент Нефтяного клуба заверил, что «в настоящее время на рынке Северо-Запада, Санкт-Петербурга и Ленинградской области объёмов нефтепродуктов достаточно, дефицита нет». [embed] Как свидетельствует статистика, в январе-феврале каждого года бензина продается меньше, отчего и цены не меняются.  Однако есть на российском нефтяном рынке особенность, не вполне понятная рядовым потребителям: у нефтяных компаний в приоритете – торговля на экспорт, где более выгодные условия. В эти дни наши нефтяники как раз и рассматривают перспективные экспортные контракты, что вызывает у Олега Ашихмина вполне обоснованную тревогу. «Если значительная часть продукции «уйдёт» на экспорт, можно прогнозировать, что не будет хватать нефтепродуктов в том объёме, в котором требует рынок. Соответственно, начнется дефицит и повышение цен. Надо понимать, что производители нефтепродуктов всегда заинтересованы в поднятии цен, чтобы продать подороже, поэтому нередко возникают ситуации, когда нефтяные компании используют различные механизмы для разгона цен. Это либо искусственное создание дефицита, либо придерживание товара на своих хранилищах, либо закупки на бирже по завышенным ценам», – говорит эксперт. К тому же, как выразился глава нефтяного клуба, «инфляцию никто не отменял – повышение цен на коэффициент инфляции возможен. У нас всегда по итогам года цены на нефтепродукты на внутреннем рынке росли в пределах инфляции, но мы ни разу не «вылезли» выше». За ситуацией внимательно следит Федеральная антимонопольная службы, где создан целый штаб по топливному мониторингу. Такой контроль, по мнению эксперта, эффективнее, чем применявшийся ранее – со стороны министерства энергетики, где «все решения носили рекомендательный характер. У ФАСа возможностей больше, чем у министерства по наказанию и пресечению». Видимо, возможность «власть употребить» у госконтролеров появится в ближайшее время: тревожный «звоночек» – отметил Олег Ашихмин –  уже прозвучал: «Сегодня все розничные компании, продавцы через автозаправочные станции повышать цены не планируют. Но уже в конце февраля оптовые цены на бензин пошли вверх. Пока незначительно, на 2 тысячи за тонну, и «дельта» позволяет удерживать «розницу» на том же уровне. Но весной нередко возникали повышения оптовых цен, что за собой, к лету, тянуло и повышение розничных цен». Свои предложения по регулированию топливного рынка, а, значит, и цен, Нефтяной клуб Северной столицы уже направил в Москву. Причем, по словам Олега Ашихмина, все вполне выполнимо: «по прогнозам министерства энергетики, в этом году должно быть произведено 36 млн 800 тысяч тонн бензина. По нашим подсчётам, российскому рынку необходимо 36 млн тонн, то есть получается небольшой запас. Однако, учитывая то, что экспорт для нефтяных компаний более привлекателен, то внутренний рынок у нас может опять оголиться. Мы уже обращались в министерство энергетики, чтобы объём запасов бензина постоянно составлял не менее 2 млн тонн. Это позволит в случае кризисной ситуации избежать дефицита топлива на рынке и не создавать предпосылок для повышения цен». Нефтяной рынок самоотрегулирует биржа Почему мировые цены на нефть падают, а бензин на российских заправках дорожает? На этот, вполне резонный, с точки зрения потребителя, вопрос Президент Петербургского нефтяного клуба постарался ответить максимально объективно. [embed] «Нефтяники привязаны к ценообразованию внутри страны. Сначала несут затраты на разведку месторождений, потом на добычу, транспортировку, переработку сырья, хранение и розничную реализацию топлива. Стоимость энергоносителей, перевозки и хранения нефтепродуктов в России не изменилась после падения мировых цен на черное золото. На внутренний рынок, заграничные цены не влияют. Затратная часть на производство бензина у нас осталась, как и была в прошлом году, когда нефть стоила по 100 долларов за «бочку». Все немалые прибыли, которые получают нефтяные компании от экспорта, расходуются на реконструкцию и развитие нефтегазовой отрасли. Недавно министерство энергетики озвучило прогноз на 2018 год. Когда закончится модернизация, то внутренний рынок станет насыщенным, и нефтепродуктов будет столько, что у покупателя появится выбор, заработает рынок. Если сегодня мы покупаем «с колёс»: прибыла цистерна, её тут же продали, то к 2018 году есть надежда, что свободные нефтепродукты будут ждать реализации на хранении: координировать продажу в значительной мере станет биржа, а мы будем выбирать, по какой цене, на каком складе подешевле можно купить». Предпосылки к подобной саморегуляции уже проявляются. К примеру, по планам прошлого года, нефтяные компании должны были реализовывать на бирже 10 процентов своей продукции. По результатам 2014 года оказалось, что через биржевые механизмы продано 16 процентов топлива, то есть на 6 процентов больше. А Олег Ашихмин прогнозирует, что биржевые торги вскоре будут «обрабатывать» 20 процентов нефтепродуктов. Первый вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Михаил Темниченко рассказал, как биржевики борются за честность конкуренции, прозрачность проводимых торгов и привлекательность для потребителей. По его словам, максимально расширяется география сделок: «Компания, зарегистрированная в Петербурге, может покупать топливо в другом регионе и реализовывать в третьем»; расширяется ассортимент (на бирже кроме нефтепродуктов скоро можно будет купить и газовое топливо); упрощается система расчетов (в дополнение к традиционной схеме «отгрузка после платежа»). Есть у Петербургской международной товарно-сырьевой биржи и стратегический проект – создание собственного нефтяного бенчмарка – индикатора цен на российскую нефть, экспортируемую преимущественно через порты Северо-Запада. «Такой индикатор - альтернатива Brent, он позволит укрепить позиции российских сортов нефти на международном рынке», – отметил Михаил Темниченко. Что будет с ценами на нефть Прогноз, как известно, дело неблагодарное, а Петербургский нефтяной клуб не занимается большой политикой – обеспечивает наш регион топливом от нефтехранилищ до автозаправочных станций. И все же точка зрения его президента Олега Ашихмина, как специалиста, как гражданина, представляется нелишней и небезынтересной: «Я думаю, что нам, как жителям нашей страны, исходя из геополитической ситуации, нужно быть готовыми к тому, что впереди нелёгкие времена. В мире немало государств, которые хотят нашу Россию «прижать к ногтю». Но я, как русский человек и патриот своей страны, готов испытывать все эти трудности для того, чтобы мы сохранили свой суверенитет и доказали право голоса в мировом масштабе. Есть вероятность, что цены на нефть будут снижаться, но бесконечно это продолжаться не может. От нефтяных цен зависит экономика и жизнеспособность не только России, но и многих других стран, поэтому наступит предел, после которого цена на нефть пойдёт вверх. Достигнет ли она 100 долларов за баррель – не знаю, но то, что будет дороже 60 долларов – точно». Текст/ видео: Алексей Захарцев

Новости партнеров: