В Петербурге организуют экскурсии по объектам-призракам

20:57 03.08.2018 1361
В Северной столице оказалось множество памятников, домов, промышленных предприятий, а также станций метрополитена, которые могли бы радовать глаз жителей города, однако по различным обстоятельствам перестали существовать или даже не были построены.

Под влиянием времени и других обстоятельств генеральные планы Петербурга периодически менялись. Так, многое из того, что было запланировано, даже не появилось, а какие-то объекты исчезли, например, из-за исторических событий.

Объекты-призраки серьезно заинтересовали трех жителей города на Неве – краеведа Михаила Крайнова, специалиста по истории метрополитена Дмитрия Графова и реставратора ретро-автобусов Федора Черноусова. Так появились экскурсии по «Несбывшемуся Ленинграду», рассказывающие о том, каких объектов лишился Петербург.

«В юности бабушка подарила мне книгу по архитектуре Ленинграда, которая сразу запала мне в душу. Я начал ходить в библиотеки, в архивы, изучал исторические документы об архитектуре тогда еще Ленинграда. В 2016 году мы собрались с Димой и Федором и решили организовывать экскурсии для широкой аудитории. И вот я рассказываю про домики, Дима – про метро, а Федор – про автобусы, троллейбусы и трамваи», - рассказал изданию «Петербургский дневник» Михаил Крайнов.

В свою очередь Федор Черноусов поведал, что в наши дни истории советского автотранспорта уделяется совсем немного времени, а зря, ведь она таит в себе много интересного.

«История развития общественного транспорта в советское время позволяет узнать, как развивалась инженерная мысль, почему собирали транспорт именно так, а не иначе. А про ретро-автобусы можно сказать, что они – капсула времени, благодаря которой мы можем окунуться в прошлое», - поделился Федор Черноусов.

Главной задачей экскурсий, по словам Дмитрия Графова, является просвещение горожан. Он выразил уверенность, что многие жители Петербурга проявили бы интерес к истории строительства метрополитена, в том числе к тому, почему некоторые станции остались существовать только на бумаге.

Объекты-призраки.

Среди исчезнувших объектов можно отметить памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину, который был установлен возле Балтийского вокзала в 1949 году. При этом дата его сноса до сих пор достоверно не известна. Скорее всего, монумент убрали в период между 1956 и 1961 годами, во время борьбы с культом личности Сталина.

В 1951 году был разработан проект по перестройке здания Балтийского вокзала. В те годы велось активное строительство станций метрополитена, и, когда в 1955 году ввели в строй «Балтийскую», наземный вестибюль которой был пристроен к левому крылу вокзала, для симметричности планировалось построить еще одно здание – справа. Однако сооружение так и не возвели.

Кроме того, согласно тому же проекту, на здании Балтийского вокзала должна была появиться скульптурная композиция со знаменами. Такие же объекты должны были установить и на станциях метрополитена «Площадь Восстания» и «Нарвская», но эта часть проекта также не была реализована.

А на месте здания «ЛенАэроПроекта» могла бы появиться так называемая сталинская высотка (высотные здания, строившиеся в Москве 1947-1957 годах). Почему ее так и не построили в городе краеведы и историки ответить затрудняются.

Мало кто знает, но на территории бывшего Завода подъемно-транспортного оборудования, на набережной Обводного канала, 118 в 1970-х годах был установлен памятник Сергею Мироновичу Кирову. Несмотря на то, что завод переехал в другое здание, монумент продолжает находиться на своем месте, скрытый от глаз петербуржцев.

Помимо исторических объектов в Северной столице исчезали и водоемы. В 1920-х годах была засыпана река Таракановка, которая первоначально вытекала из реки Фонтанки у Старо-Калининского моста, а дальше ее русло пролегало вдоль современной улицы Циолковского, пересекало территорию бывшего завода «Красный треугольник» и шло к Нарвским воротам. В 1980-х годах во время строительства пешеходного перехода возле станции метро «Нарвская» строители наткнулись на мост через засыпанную речку. Для продолжения строительства было принято решение его разобрать.

Некоторые современники могли застать автобусную станцию Двинская улица, которая проработала до 2000 года возле Богоявленской церкви. В небольшом двухэтажном здании для водителей были оборудованы необходимые помещения, в том числе столовая, туалет и спальные места. Автобусы парковали лицом к диспетчерской. Тогда это была основная автобусная станция Петербурга, а сейчас эта площадь принадлежит церкви, и автобусной станции там больше нет.

В 1950-е годы с острова Гутуевский можно было уехать практически в любой конец города, трамвайные пути там проложили в первую очередь строительства петербургского трамвая в 1910-м году. Также на острове было организовано кольцо у 14-го и 28-го трамвайных маршрутов с конечной остановкой у больницы Мечникова и на Пискаревском проспекте. С острова можно было добраться до современных станции метро «Купчино» и «Автово». Сейчас вместо трамвайного кольца там организованы автомобильная парковка и заправка.

Новости партнеров: