Когда учителя начнут ловить школьников-наркоманов – мнение экспертов

24.08.2018 19:14 267
Центр защиты прав и интересов детей подготовил для педагогов методические материалы по выявлению наркотической зависимости у подростков. НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались на эту тему со специалистами Центра психологической безопасности в Санкт-Петербурге.

 

Как выявить наркомана?

Подведомственное учреждение Минпросвещения выпустило документ с рекомендациями для школьных учителей. В нем педагоги могут узнать, по каким признакам можно определить, есть ли у школьника пристрастие к запрещенным веществам или нет. В методических рекомендациях прописаны основные признаки зависимости, а также механизмы правильной реакции на такие ситуации. Подросток в таком возрасте, а особенно в случае употребления наркотиков, может резко закрыться от всех окружающих, если к нему не будет найден деликатный подход. Помимо этого методичка расскажет о взаимодействии с родителями при возникновении сложностей с ребенком, а также о вариантах помощи подростку. Методические материалы были разработаны совместно со специалистами и научными сотрудники факультета юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ (Московского государственного психолого-педагогического университета).

Так, среди признаков аддиктивного поведения, которые могут стать определённым сигналом для педагога — расширенные или, наоборот, суженные зрачки, постоянная жажда, разнообразие и неустойчивость эмоциональных реакций. Помимо этого стоит обратить особое внимание на ребенка, если он выглядит неухоженным, неопрятным, носит с собой большие суммы денег или наоборот у всех занимает их.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ попросили специалистов Центра психологической безопасности в Санкт-Петербурге прокомментировать появление таких методических материалов.

«Очень интересно взглянуть на этих «экспертов по выявлению наркоманов». Ведь зрачки могут сузиться от яркого света в классе, а жажда появиться из-за беготни по школьным коридорам. То есть это признаки более чем косвенные. К тому же нужна их совокупность, чтобы делать хоть какие-то конкретные выводы. Что касается учителей, то никакие директивы и постановления не превратят бестактного учителя в чуткого и великодушного педагога», - отметили специалисты Центра.

По их мнению, адекватные преподаватели и так стараются всегда быть внимательными к своим подопечным и в случае сомнений звонят родителям или же консультируются со школьным психологом.

«Хорошие учителя поступают подобным образом без всяких указаний свыше. Вопрос теперь в том, а не заставят ли их отчитываться каждый месяц о «выполнении плана по выявлению подростков с зависимостями», - добавили эксперты.

Что делать педагогам?

В случае возникновения сомнений в отношении школьника, специалисты Центра защиты прав и интересов детей советуют, остаться наедине с ребенком, позвать медработника, позвонить родителям и поставить в известность руководство школы. Если подозрения подтвердятся, то главной задачей педагога становится попытка донести до родителей необходимость аккуратного и внимательного общения с ребенком без агрессии. Также рекомендуется обратиться по горячей линии «Ребенок в опасности» Следственного комитета России.

По законодательству российских школьников тестируют на наркотики в добровольном порядке. Это делается с помощью специальных тест-полосок. Дети 16–17 лет вправе самостоятельно решать, проходить им такой тест или нет. Что касается школьников помладше — они могут это сделать только с согласия родителей. Результаты теста фиксируются в медицинской карте ребенка.

Некоторые эксперты отмечают, что усиленный контроль над детьми может повлечь за собой реакцию протеста и спровоцировать повышенную заинтересованность к психоактивным веществам. Чтобы избежать этого, важно не давить на ребенка, а пытаться наладить с ним дружеский контакт. Более того, любой профилактический разговор о наркотиках может стать своего рода пропагандой запрещенных веществ, поэтому акцентировать внимание родитель должен на том, что беспокоит ребенка, говорить его мыслях и чувствах. Важной составляющей в здоровом образе жизни подростка является наличие спорта и других активных занятий.

«Кстати, вот пример, как может навредить незнание нюансов подросткового восприятия. Решил учитель провести классный час по профилактике суицидов, начитавшись таких вот методичек под давлением начальства. И стал делать акцент на ужасное и страшное, детали самоубийства, надеясь, что это детей оттолкнет. Но так можно только подогреть интерес школьников к теме и романтизировать в их глазах суицид. Поэтому не стоит смаковать подробности и запугивать детей», - рассказали специалисты Центра.

Проблема методических материалов

Минпросвещения пока не сообщило о том, направлены ли эти рекомендации в регионы для распространения в школах или еще нет. Напомним, что ранее для субъектов была разработана методичка, помогающая педагогам определять учеников-агрессоров и строить с ними коммуникацию.

«Здорово, конечно, что вообще появляются такие инициативы и по злободневным проблемам пишутся методички. Но у них есть один фундаментальный изъян: речь в них идет от частного к общему, а надо наоборот. Прежде чем лезть в чужие души, необходимо самому быть психически здоровым, вменяемым и владеть хотя бы минимальной психологической базой. Не давать странный набор признаков юного наркомана, а рассказывать про формирование интеллекта, про этапы эмоционального развития ребенка и прочее. Тогда можно будет вовремя распознать любые отклонения, не говоря уже об употреблении психоактивных веществ», - подытожили в Центре психологической безопасности.

                                                                                                                             Мария Фоменко

Материалы по теме: