Власть

  • 27 августа 2018 16:58
  • 968

Отмыли на намыве: как западная часть Васильевского острова стала худшим местом в городе

Фото: www.portspb.ru  /  Официальный сайт пассажирского порта «Морской фасад»

Постоянный автор НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ о провале проекта «Морской фасад».

Исторически Петербург формировался в центральной части дельты Невы. Это было связано со многими факторами, но в первую очередь ­- оборонительными. Но Петропавловская крепость так и не была использована по прямому назначению. Ее артиллерия больше пригодилась для ежедневного полуденного выстрела – одной из давних традиций города.

Однако центр будущей городской жизни сформировался именно здесь. Вплоть до XX века прибрежный Петербург ограничивался только набережными рек и каналов. Потенциал Финского залива использовался исключительно для размещения различной военно-морской инфраструктуры и многочисленных иностранных слобод (поселений), окружавших город.

Со временем, освоение этих территорий стало скорее необходимостью из-за ограниченного количества свободных земель в городе. Их освоение пришлось на 70-ые – 80-ые годы XX века, которые являются одними из самых противоречивых в плане архитектуры. Строители и архитекторы получили тогда почти безграничные возможности для создания любых возможных форм сооружений, однако не все смогли справиться с этим искушением. Большая часть зданий тех времен монструозна, нелепа или скучна. Они редко признаются архитектурными шедеврами. В связи с этим, «морской фасад» Петербурга, сформированный в западной части Васильевского острова и острова Декабристов ожидаемо получился типовым и серым.

Непарадный «фасад»

С увеличением количества круизных лайнеров и паромов в Петербурге, городские власти стали задумываться о том, как привести «морской фасад» в соответствие статусу города. Негоже первые впечатления туристов формировать «спальниками» из «домов-кораблей» типовых серий. Правда существовала проблема – застройка дошла до самого берега и свободных территорий для формирования «морского фасада» практически не осталось.

В начале 00-ых было найдено решение этой проблемы. Плюс прибрежных городов в том, что его площадь можно увеличивать в том числе за счет бывших морских территорий. Таким образом Петербург начал расти за счет Финского залива. Уже к 2006 году было намыто 35 га нового Петербурга, выполнен технологический канал на акватории запланированного здесь морского пассажирского терминала и реализованы другие необходимые мероприятия. Также была разработана единая архитектурно-планировочная концепция.

Вплоть до 2011 года реализация проекта проходила «на ура». Сформированные участки были проданы застройщикам и инвесторам, Пассажирский терминал был введен в строй и начал принимать круизные лайнеры. К тому времени было намыто 50% от общей проектной площади территорий, начались работы по намыву северной части.

Но власть в городе сменилась и, как и во многих других городских «мегастройках», в реализации проекта появилась неопределенность. По традиции, первые несколько лет ушли на молчание и осознание ситуации, после чего начались действия, при чем действия крайне сомнительные.

Отмыли на намыве: как западная часть Васильевского острова стала худшим местом в городе
Пресс-служба Glorax Group /

Без лица

В 2014 году концепция застройки намывных территорий была в корне изменена. Вместо нового городского центра здесь было решено построить очередные миллионы «квадратов» жилья комфорт-класса. Идея о формировании нового «морского фасада» Петербурга наткнулась на старую проблему строительства здесь массового жилья.

В результате, на острове уже появилось несколько реализованных проектов, место которым совсем не на набережной и даже не в Мурино или других «парнасах». Даже типовая серая архитектура «домов-кораблей» вызывает меньше вопросов, чем построенные на намыве жилые комплексы с романтичными названиями морской тематики.

Но даже с изменением концепции город до сих пор не смог обеспечить введенные дома самым необходимым – коммуникациями, инфраструктурой и дорогами. Для покупателей квартир мечта о жизни на берегу моря превратилась в жизнь в пустыне.

Уже достроен ЗСД, активно работает морской пассажирский терминал, однако будущее самого намыва до сих пор туманно. Единственное на данный момент светлое пятно этих территорий в плане архитектуры – проект «Golden City» до сих пор пребывает в непонятном статусе его реализации.

К тому же, в последнее время появились планы переориентировать сюда еще и часть функций грузового порта. Минтранс России уже согласовал реконструкцию пассажирского порта в грузопассажирский.

Серьезно? Столько усилий, чтобы разгружать здесь контейнеры с китайским барахлом? В то время, когда все ведущие города мира изменяют функцию бывших доков и портов в центре города на жилую и деловую, Петербург идет этим городам навстречу в прошлое, да еще и улыбаясь.

Отмыли на намыве: как западная часть Васильевского острова стала худшим местом в городе
Невские Новости / Анастасия Борисенко

Идея проекта «Морской фасад» была крайне своевременной. Многие прибрежные города имеют свои открыточные виды с моря. А что Петербург? Петербург с моря сейчас выглядит как обычный спальный район любого из городов России. Появились мосты и трасса ЗСД, стадион, в ближайшие месяцы будет введен в строй «Лахта-центр». Только все это утопает в однотипной застройке.

Возвращение к прежней концепции реализации проекта «Морской фасад» является необходимым решением для города. Прямо сейчас на многие года вперед формируется вид нашего города с моря. Петербург достоин большего.

Кирилл Спасский

Поделиться статьей в соцсетях