«Кто маленьких обижает?!» - почему в Петербурге махнули рукой на мелкий бизнес

14.09.2018 09:36 457
«Мал да удал», – увы, эта поговорка слабо применима к соответствующей категории бизнеса в нашем городе. И это несмотря на то, что малые и средние предприятия уже давно называют флагманами и локомотивами отечественной экономики, отмечая тем самым их ключевую роль в движении страны к тотальному процветанию.


Счастливых индивидуальных предпринимателей, гордящихся тем, что они не работают «на дядю», в Петербурге преступно мало – а жалоб на повышенные риски, нестабильность прибыли и полное непонимание того, что может произойти завтра, напротив, хоть отбавляй. Как же так получается и почему «поддержка и опора» городского и народного хозяйства сама отчаянно нуждается в том, чтобы ей было на что опереться?

Для справки: согласно докладу бизнес-омбудсмена города в середине 2018 года, доля микропредприятий в городе — 60,9 %, индивидуальных предпринимателей  — 33,4 %, малых предприятий — 5,66 %, средних — лишь 0,04 %.

«Старшие ущемляют младших»

Ещё к июню 2018 года на ПМЭФ были обозначены плюсы от «дружбы» малого и крупного бизнеса: на фоне диверсификации малого крупный бизнес при взаимодействии с ним становится современнее с точки зрения технологий, когда получает инновационные разработки. Иначе говоря, в теории выигрывают все.

Правда, практических примеров, где реализовывалась бы эта концепция, в нашем городе чрезвычайно мало. И неудивительно: за последние годы прямая поддержка малых и средних предприятий в Северной столице снизилась более чем в три раза. Так, из уже упомянутого доклада бизнес-омбудсмена Петербурга следует, что в 2018 году на неё по плану выделен лишь 101 млн рублей (в 2017-м — 144,5 млн, в 2014-м — 331 млн).

И при этом, практически по традиции, в тендерах малые предприятия проигрывают крупным. Как рассказали на том же ПМЭФ’18, объём государственных и региональных контрактов, которые выиграли малые предприятия, соответствует не более чем 13% от общего объёма. Несправедливо? Безусловно! Тем не менее со стороны городской исполнительной власти, от которой напрямую зависит работа организаций, проводящих тендеры на уровне субъекта РФ, никаких инициатив по исправлению ситуации нет.

«Кто маленьких обижает?!» - почему в Петербурге махнули рукой на мелкий бизнес

«Куда смотрит воспитатель?»

Впрочем, из властного прицела городской мелкий бизнес не выпадает. Правда, ракурс несколько иной. В августе 2018 года градоначальник Георгий Полтавченко принял решение передать Комитету по печати единоличные полномочия по контролю над малыми предприятиями, распространяющими печатные издания. Не самая плохая административная инициатива, с учетом того что продажа печатной продукции на территории Петербурга почти не контролировалась централизованно.

Однако, по оценкам экспертов и депутатов ЗакСа, сама по себе попытка ничего не даст – она требует разработки и внедрения практического плана действий. Пока же, входит что полномочия городские комитеты получают лишь на бумаге, а на деле мелкие предприятия контролируются самыми разными организациями.

Тех же, например, продавцов печатной продукции на практике курируют владельцы площадей, где ведётся торговля. Ну а Комитет по печати, которому и раньше принадлежали главные полномочия, принимал и только принимает участие в контроле этой работы.

«Плохо кормят!»

То, насколько тесно малое предпринимательство связано с кредитной сферой, знают все. И, казалось бы, финансовые учреждения города должны делать всё для обоюдовыгодного партнёрства. Но жизнь куда суровее идеалистических моделей:

  • Как заключили в апреле 2018 года представители банков и небольших предприятий, для 15% предпринимателей, особенно начинающих, ощутимый риск — потенциальное удорожание кредита, пересмотр условий в худшую сторону в связи с экономическими изменениями.
  • Губернатор Георгий Полтавченко заявил в сентябре 2018 года о предпринятых усилиях в отношении Фонда развития промышленности: ставка снижена до 3%, минимальный порог — до 5 млн рублей. По мнению градоначальника, такие условия сделают кредитование доступным для малого бизнеса, хотя на практике это выгодно лишь для средних и крупных предприятий, способных, в силу масштабов, «потянуть» подобную ношу.
  • Несмотря на закон 2017 года № 470-ФЗ, который обязывает кредитные организации выносить обоснованные отказы и действует ещё с конца марта 2018 года, общая тенденция отказов без конкретных причин в Петербурге сохранилась. Уполномоченные органы власти не спешат вмешиваться, выбирая излюбленную линию поведения – молчаливое созерцание.

Итог, как легко догадаться, неутешительный. Одни малые предприятия не могут получить кредит из-за необоснованных отказов, другие — из-за условий (ставки от 3%, порог от 5 млн рублей). Среди уже существующих малых и средних предприятий, доля тех, у которых снизился объём производства, не только не уменьшилась за 2017 год, но и несколько возросла (в 2016-м — 34,5 %, в 2017-м — 34,7 %.

И это, напомним, в условиях почти полной недоступности тендерных контрактов и при лишь номинальном контроле со стороны администрации.

Мы не спорим: нынешняя реальность далека от совершенства, и бизнес, особенно малый, всегда венчурная деятельность, сильно зависящая от экономической конъюнктуры.

Однако петербургский малый бизнес в придачу ко всем объективным рискам оказался в положении детей, брошенных на произвол судьбы в надежде, что те «как-нибудь вырастут сами». Если ими и занимаются – то эпизодически, нехотя, из чувства долга, норовя отделаться от них дешёвой липкой карамелькой. И это уже находится за гранью понимания.

Автор: Алла Исаева
Материалы по теме: