Каким водителям выгодны изменения тарифов ОСАГО – эксперт

10.10.2018 16:54 157
В Минфине определили порядок расчета цены полиса ОСАГО. На замену действующим сейчас коэффициентам придет последовательное расширение тарифного коридора. К чему стоит подготовиться жителями Петербурга, читайте в материале НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Тарифный коридор и новые коэффициенты

Согласно новой стратегии либерализации ОСАГО подразумевается, что расширение тарифного коридора, предложенное Минфином, позволит сделать тарифы более объективными и индивидуальными. Так, с 1 сентября 2019 года стоимость может быть выше или ниже базового тарифа на 30%, а с 2020 года – на 40%. В соответствии с этими нововведениями в следующем году будет отменен коэффициент мощности двигателя, а затем и территориальный коэффициент. Добавим, что Российский союз автостраховщиков (РСА) поддержал предложенные инициативы.

Вилка в 30%, а затем и в 40%, по мнению законодателей, позволит справедливо оценить риски одной категории водителей и не компенсировать их за счет другой. Также поправки предполагают, что страховщики смогут применять коэффициент «нарушения ПДД» и «коэффициент страховщика». Первый будет актуален в отношении заядлых нарушителей правил дорожного движения, например, в случае проезда на красный свет светофора, превышения скорости более, чем на 60 км/ч, пересечения двойной сплошной или нахождения за рулем в нетрезвом виде. Второй коэффициент является индивидуальным показателем водителя, который позволит ему получить скидку по тарифу.

Пока что вопрос с фиксацией манеры вождения водителя остается открытым, так как по всей России необходимо будет установить телематические устройства, которые позволят формировать новые коэффициенты.

Отмена старых коэффициентов

Важно и то, что с этими нововведениями будет сопряжена отмена коэффициента мощности, который по сути своей не связан напрямую со страховыми рисками.

«При создании действующей системы ОСАГО коэффициенты мощности и территории создавались для того, чтобы иметь возможность дифференцировать стоимость полисов и не устанавливать единый тариф для всех, а делать разные тарифы хотя бы для разных категорий водителей. Сегодня речь идет о либерализации тарифов ОСАГО – создании новой системы, предполагающей персональный справедливый тариф для каждого водителя. В рамках этой реформы Минфин предлагает отказаться от этих коэффициентов в пользу более индивидуальных, учитывающих особенности каждого конкретного водителя, как, например, манера вождения или нарушения ДТП. Но важно, что это предложение сработает только в комплексе с расширением тарифного коридора и осуществляться все эти изменения должны поэтапно, с достаточным количеством времени на адаптацию», - поделился с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ эксперт информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза» Сергей Смирнов.

Переход на новую систему будет осуществляться постепенно, чтобы изменения не оказали негативного влияния на ряд регионов с низким показателем и отразились на жителях небольших городов. Отмене коэффициентов будет предшествовать тарифная реформа, которая по плану может состояться уже этой осенью. В Центробанке предлагают ввести тарифный коридор в 20%, изменение в системе расчета КБМ (коэффициента бонус-малус, который определяется из количества страховых случаев, произошедших за год) и увеличение количества сегментов по возрасту и стажу водителей с ныне действующих 4 до 50.

Для кого изменения в тарифе ОСАГО станут хорошей новостью?

Стоит отметить, что максимальная стоимость полиса не должна превышать трехкратного максимального базового тарифа ЦБ. Сейчас коридор базового тарифа ОСАГО составляет 3432–4118 рублей. Как сообщают в СМИ, уже этой осенью он может быть расширен до диапазона 2746–4942 рублей. По мнению эксперта, с переходом на индивидуальный тариф автовладельцы смогут в некоторых ситуациях платить меньше, чем сейчас.

«Цена поднимется только для определенной категории автомобилистов, которых по наблюдениям страхового сообщества не больше 20% - для злостных нарушителей и аварийных водителей, для остальных же 80%, аккуратных, опытных водителей, она останется на прежнем уровне или вероятнее всего станет меньше. В среднем для законопослушного автомобилиста из токсичного региона ОСАГО станет дешевле», - сообщил Сергей Смирнов.

Отметим, что в финальной версии поправок осталось еще одно прежнее предложение министерства по введению нескольких типов полисов с разными выплатами. Так, лимит может варьироваться от 400 000 рублей до 2 млн рублей. Автовладелец сможет выбрать для себя подходящий вариант в опционном порядке. Помимо этого есть вероятность того, что после реформы полис ОСАГО не придется оформлять ежегодно, как сейчас, сделать это можно будет сразу на три года.

Эксперт подчеркнул, что сделать это можно будет только при достижении договоренности между обеими сторонами. То есть страховщик как раз вполне сможет отказать в выдаче долгосрочного полиса водителю, у которого плохая страховая история (большая аварийность). То же и в обратную сторону – никто не сможет заставить вас купить страховку на 3 года вместо одного.

«Пока не очень понятно, как это будет работать. Допустим, вы безаварийный водитель и купили страховку на 3 года и в первый год попали в 10 аварий. Как быть страховщику в таком случае? Ведь ваш КБМ меняется, соответственно, должна измениться и стоимость полиса, налицо недостаточность вашей премии, но вы уже оплатили ее на 3 года вперед. И наоборот – вы купили страховку как аварийный водитель, а потом перестали попадать в ДТП. Ваш КБМ изменился, а стоимость полиса – нет, вы платите больше, чем могли бы», - рассказал эксперт.

По его мнению, эта мера, вероятно, еще будет доработана, чтобы она могла быть удобной и выгодной и для страхователя, и для страховщика.

Автор: Мария Фоменко
Материалы по теме: