Смогут ли запретить детские товары из Китая в России – эксперт

11.10.2018 19:11 245
Инициатива заблокировать объявления о продаже китайских детских товаров стала снова набирать обороты. Эксперт НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ рассказал, каковы реальные шансы реализовать данную идею на практике.

Начавшаяся весной кампания по блокировке поступления через интернет-магазины в РФ потенциально опасных детских товаров получила новое развитие благодаря детскому омбудсмену Анне Кузнецовой. Она обратилась к генпрокурору РФ Юрию Чайке с просьбой запретить продажу детских товаров на таких платформах, как AliExpress, Pandao, Joom и «Яндекс.Маркете». Речь идет о тех изделиях, которые не имеют сертификации и не соответствуют требованиям российских стандартов. По мнению омбудсмена, это может нанести серьезный вред здоровью россиян.

«Нужна специальная площадка, на которой будут представлены товары, прошедшие сертификацию и имеющие некую гарантию качества», - отметила она.

В свою очередь, представители платформ отметили, что все товары, которые реализуются через их интернет-площадки, сертифицированы в стране производителя.

В сервисе AliExpress и Pandao сообщили, что все товары проходят этап модерации, который позволяет отсеять некачественный товар. В этом им в том числе помогают российские мониторинговые агентства. Также они добавили, что в договоре прописывается запрет на изделия, сделанные из меламина и поликарбоната.

Отметим, что это не первая попытка сместить акценты в этом вопросе. Так, Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) уже озвучивала проблему наличия в продажи несертифицированных детских товаров из Китая и даже выдвигала предложение по введению досмотра посылок на таможенном контроле в России.

Запретят ли продавать?

НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались на эту тему с Вячеславом Белобжецким, кандидатом экономических наук, экспертом по вопросам управления бизнес-процессами. Он сообщил, что вряд ли удастся решить этот вопрос в одностороннем порядке, не налаживая диалога со второй стороной, то есть с Китаем.

Помимо этого он также отметил, что идея контроля посылок российской таможенной службой имеет больше смысла и принесет более действенный результат, чем блокировка объявлений на платформах. С его слов, на этапе размещения объявления или покупки товара практически невозможно установить, какие из товаров имеют сертификацию, а какие нет. В связи с этим эффективнее будет контролировать вопрос в России, но тогда придется проверять все посылки, так как вычленить детские товары из всего потока товаров будет невозможно.

«С точки зрения цифрового общества, ничего невозможно нет. Но для того чтобы это реализовать, нужна заинтересованность многих сторон. По моему мнению, проверка сертификации должна осуществляться на этапе ввоза товара в страну. Контроль должен быть осуществлен не в момент продажи, а в момент ввоза товара. Даже если сайты, продающие китайские товары и имеющие представительство в России, в теории будут соблюдать новые порядки, то есть большое количество других ресурсов без представительства в нашей стране, на которые нельзя будет повлиять», - высказался специалист.

Люди сами наносят себе вред

Даже если человек запросил декларации у продавца, нет никакой гарантии, что эти документы достоверные, поэтому потребителю вряд ли удастся самостоятельно себя защитить, добавил Вячеслав Белобжецкий. Также эксперт отметил, что необходимо заниматься осведомлением граждан о той опасности, которая их подстерегает при покупке некачественных товаров из своих детей.

«Нужно создавать отечественные торговые марки, которые будут служить альтернативой тому, что продается в Китае. У нас сейчас нет качественного товара по относительно невысокой цене. И в такой ситуации под удар попадают малоимущие граждане. Сама идея запретить продажу некачественных детских товаров очень правильная, но ее нельзя реализовать только за счет блокировки объявлений, для этого должен быть контроль в России и соответствующий альтернативный рынок, чтобы у людей был выбор», - считает специалист.

Пострадает ли российский рынок?

Белобжецкий подчеркнул, что сам выступает против ограничения конкуренции и считает, что малый бизнес должен развиваться, но не за счет использования махинаций и серых схем.

«Не нужно путать бизнес с жульничеством или криминальной деятельностью. Товар, в первую очередь, должен отвечать выработанным стандартам. Я не думаю, что рынок заметно от этого пострадает», - отметил Белобжецкий.

Советы потребителю по выбору качественного товара

Специалист посоветовал ориентироваться на бренд, притом неважно, дорогой он или нет. Если речь идет о потребительской продукции, которая на интернет-платформах продается в два раза дешевле, скорее всего, речь идет о подделке, и качество товара от этого пострадает.

«Если вы покупаете какой-то товар, то в России должен быть представитель, детские товары попадают под обязательное декларирование. Иностранная компания не может быть заявителем, поэтому покупатель не имеет декларации соответствия, а значит – этот товар может оказаться опасным для потребителя. И еще раз подчеркну, что если речь идет обо всех известных интернет-площадках, то 90% товаров там не имеют сертификации, поэтому потребитель изначально стоит задуматься о том, где делать покупки», - заключил эксперт.

Автор: Мария Фоменко
Материалы по теме: