Юрий Запалатский: «Дороги Ленобласти не ограничиваются Мурино, Кудрово и Девяткино»

22.10.2018 13:01 1015
Председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Юрий Запалатский рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ о том, как в регионе строятся дороги, а также о развитии инфраструктуры в новостройках, взаимонепонимании с Газпромом, внедрении аналога «Платона» на региональных трассах и многом другом. 

В этом году комитету удалось завершить строительство четырех серьезных долгостроев в Ленобласти. С какими трудностями пришлось столкнуться? Каковы дальнейшие планы, какие новые путепроводы будут построены в области и в какие (предположительно) сроки? Кто будет финансировать эти проекты?

Да, мы «докрутили» все проблемные стройки. Основная трудность была, конечно, в некачественных проектах, которые область получила от РЖД. Подрядчик выходил на место и начинал писать письма о том, что вместо грунта под стройкой лежат залежи гранита. Это не говоря о том, сколько времени мы бились по выкупу земельных участков, попавших в створ строек. Одно кафе на перегоне «Таммисуо — Гвардейское» отняло почти два года. А ведь все это можно было учесть еще в проекте. Сейчас мы решили все вопросы, до конца года введем объекты в эксплуатацию. Новые стройки начнем с этим опытом. Следующий путепровод, конкурс по которому уже объявлен, появится во Всеволожске, на станции Мельничный ручей. Подрядчик должен определиться до конца года. Всеволожск без путепровода задыхается, пробки на переезде достигают нескольких километров. Действующий железнодорожный переезд на перегоне «Всеволожск — Мельничный ручей», разделяющий районный центр на две части, закрывается каждый час для пропуска пассажирских и товарных поездов. В летнее время ситуация осложняется запуском дополнительных электричек, которые курсируют от Финляндского вокзала в сторону дачных и садоводческих массивов. «Сметная стоимость стройки Всеволожского путепровода составляет полтора миллиарда рублей, срок выполнения работ рассчитан до конца 2022 года. Протяженность путепровода составит 1,2 км, расчетная скорость движения – 60 км/ч, предусмотрено 4 полосы для движения автомобилей. 

Какова на сегодня ситуация с концессионным соглашением о строительстве моста через Волхов в Киришах? Определились ли инвестиционные партнеры, когда будут начаты работы, какой объем инвестиций предполагается привлечь?

В Ленинградской области есть два крупных мостовых перехода, которые надо начинать строить как можно раньше. Это, конечно, как Вы спросили, мост через Волхов в Киришах и через Свирь в Подпорожье. Ситуация и там, и там похожая: в первом случае мост практически выработал свой ресурс, так как интенсивность движения большегрузов по нему превысила все нормы, а во втором случае — плотина Свирской ГРЭС просто не выдерживает нагрузки транспорта. В общей сложности, стоимость обеих строек — почти 7 млрд рублей. С учетом того, что весь дорожный фонд области равен 8 млрд, стройки одномоментно начать невозможно, поэтому и появилась идея концессии или контракта жизненного цикла. Для нас ситуация хороша тем, что бюджет будет нести равномерную финансовую нагрузку в течение определенного промежутка времени, но при этом автомобилисты будут ездить по новому мосту. Да, за такой шаг придется платить чуть больше, ведь концессия без удорожания невозможна, но по-другому сейчас нельзя. Мы сделали предложение ряду строительных компаний проработать финансовую модель концессии стройки моста через Волхов, будем все это анализировать. Параллельно запросили средства федерального бюджета, это почти 1,5 млрд рублей, так как прорабатываем все варианты. У нас есть поручение губернатора Александра Дрозденко начать стройку в ближайший год, поэтому задача дорожников — предложить варианты для решения вопроса. Сейчас актуализируем проект строительства. 

К слову об инвесторах: насколько увеличился приток инвестиций к дорогам Ленинградской области? Как сейчас выглядит схема финансирования строительства новых дорог, если говорить в процентном соотношении? 

Мы работаем в рамках дорожного фонда, поэтому пытаемся, что называется, искать все варианты для его пополнения. Есть важный момент: инвестор готов вкладывать деньги только в те объекты, от которых сам же получит выгоду. Понятно, что при таком подходе у нас есть ряд предложений от компаний, готовых за свой счет строить объекты в близлежащих городах и поселках. Но дороги Ленобласти не ограничиваются Мурино, Кудрово и Девяткино, территория Ленинградской области куда больше: 17 районов и 1 городской округ. Допустим, был вариант инвестиционного строительства путепровода в Кудрово над железнодорожным переездом с условием того, что проезд будет платным. Для бизнеса, понятно, схема выгодна, при этом социальная составляющая здесь, как мне кажется, не была учтена. Впервые проработали схему государственно-частного партнёрства при строительстве развязки в западном Мурино: «прокол» под КАДом полностью выполнен на средства застройщиков, а это — 100 млн рублей. Тот же самый подход с землей под стройку развязки, которую безвозмездно передают девелоперы. 

Как на сегодня обстоит ситуация с обустройством дорожной инфраструктуры новостроек ближайшего пригорода – Мурино, Новодевяткино и других? Какова ситуация со строительством обходов Мурино?

Сложность любых больших инфраструктурных строек в зонах интенсивного возведения многоэтажек заключается в двух моментах: частная земля и инженерные сети. С этим моментом мы столкнулись в начале стройки развязки в Мурино, сейчас эти моменты удалось решить, подрядчик спокойно работает. Ожидаем, что до конца 2019 года объекты будет готов. При этом, до конца года объявим конкурс на строительство обхода Мурино в створе Гражданского проспекта. Второй проект — обход Мурино в створе Пискаревского проспекта пока в стадии проектирования – остались последние 800 метров по территории Санкт-Петербурга. В Новодевяткино пытаемся решить вопрос с перемычкой между Арсенальной улицей и Токсовским шоссе, которую строить компания «Дальпитерстрой», чтобы увести поток машин из жилого квартала. Разрешение на работы дорожный комитет дал еще в январе, на прошлой неделе «Ленавтодор» выдал очередные замечания. Собираемся проектировать развязку с Мурманским шоссе с заездом в Кудрово: здесь также будет участвовать частный инвестор — компания ИКЕА готова вложить в проект до 700 млн рублей. 

Резонансной темой уходящего года стало решение ЛО об укрупнении ДРСУ. Как это отразится на качестве обслуживания дорог? Не станет ли это решение обременительным для более «успешных» предприятий, к которым присоединят «отстающих»?

Здесь к месту будет высказывание о том, что без разницы куда класть новый кошелек, если карманы дырявые: нельзя нормально содержать дороги предприятиями с убытком. Другими словами, мы стояли перед выбором: смотреть как часть предприятий идет ко дну или пытаться решить вопрос пусть даже через укрупнение. Реформа долго готовилась: мы весь прошлый год занимались решением вопросов, связанных, в том числе, с прекращением банкротств ряда ДРСУ. В общей сложности кредиторская задолженность снизилась почти на 80 млн рублей. Цифры — вещь упрямая и мы видим сегодня положительную финансовую динамику, предприятия готовы развиваться. Крупным ДРСУ легче выходить на конкурсы, брать подряды на ремонты, закупать технику. Простой пример: теперь не стыдно нашу дорожную базу в любом районе показать постороннему человеку. Везде есть комнаты отдыха для персонала, душевые, словом, создаются условия для комфортной работы. Нами был создан совет директоров ДРСУ, чтобы руководители госпредприятий перестали быть статистами, и стали давать свои предложения: каждый раз на совещаниях говорю, что под лежачий камень вода не потечет. 

В недавних заявлениях прессе вы рассказали, что оцениваете ущерб от строительства газопроводов в 1,5 млрд рублей. Из чего складываются эти цифры и почему до сих пор не удалось заключить компенсационное соглашение? На каком этапе сейчас переговоры по этому поводу? 

Стоимость ущерба была определена исходя их километража задействованных дорог и стоимости ремонта. Напомню, что, стоимость километра ремонта дороги уже превышает 12 млн рублей. Почти два года назад от «Газпрома» было предложение о заключении соглашения: мы свои предложения дали и, понимая важность государственной задачи, пошли навстречу, выполняя ряд условий. Я говорю, конечно, о разрешении проезда негабаритной техники и согласовании съездов. В ответ в наш адрес раз за разом поступают новые вводные о предоставлении все новых документов и это, повторюсь, длится почти два года. На мой взгляд, так партнеры не поступают: со своей стороны мы тоже можем зеркально выстроить свое поведение. 

В 2019 году на дорогах ЛО планируют устанавливать стационарные посты весового контроля. На каком этапе сейчас находится этот проект и когда предположительно аналог «Платона» появится в Ленобласти? Почему принято такое решение?

Область — транзитный регион. Через нас идут грузы в Прибалтику и Скандинавию. После введения «Платона» на федеральных дорогах мы столкнулись с тем, что большегрузы сворачивают на региональные дороги. Причем им все равно — весенняя ли просушка, ограничение ли по весу, висит ли запрет движения через населенные пункты. Вот хороший пример: фура въезжает в Ивангород и надо ей попасть в Москву. Вместо прямого пути на «Нарве» и Киевскому шоссе, водитель уходит на нашу дорогу «Толмачево — Нарва», далее — по трассе «Новгород — Луга» выезжает в Московскую область. Лично я не против такой схемы проезда, дороги для того и строятся, чтобы по ним ездили. Однако давайте будем честны: надо рассмотреть вопрос компенсации, так как в итоге объем недоремонтов стал увеличиваться. Поэтому логично, что мы ищем возможности пополнения дорожного фонда, чтобы на эти деньги делать ремонты в том числе. Другое дело, что нам здесь важен комплексный подход: весогабаритный контроль, фото и видео фиксация, дорожные метеостанции должны быть объединены в единую систему. В этом плане мы изучаем опыт Москвы, где вот такой подход приносит в бюджет около 14 млрд рублей ежегодно. По варианту регионального аналога «Платона» мы направляли свои предложения в Минтранс, министерство их рассматривает. 

Насколько готова дорожная инфраструктура к зиме? Какие меры предприняты для улучшения качества дорог?

Дороги к зиме готовы: районные ДРСУ закупили песок и соль в полном объеме. Так, сейчас ставим три установки для использования влажной соли и растворов во Всеволожском, Выборгском и Гатчинском районах. Это позволит экономить до 30% средств, предусмотренных на зимнее содержание дорог. К установкам докупаем 9 новых комбинированных дорожных машин, которые будут работать с жидкими реагентами. Если оправдает себя новинка – в следующем году будет ставить по всей области. Продолжим практику «Снежного патруля»: в выходной день сотрудники комитета и «Ленавтодора» без предупреждения руководства ДРСУ выезжают одновременно во все районы и фиксируют как содержатся дороги. Для быстрой обратной связи с водителями на базе диспетчерской службы «Ленавтодора» открываем круглосуточную «горячую линию» - 8(812) 251-42-84. Ждем обращений автомобилистов: дорожники Ленинградской области готовы обеспечивать безопасность движения транспорта в снег и дождь. 

Материалы по теме: