Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Картину преступности в Петербурге исказили 46 тысяч раз - интервью с сотрудником прокуратуры

16:40 26.10.2018 492
Надзорное ведомство подвело итоги первого полугодия 2018 года и выявило десятки тысяч фактов искажения показателей статистической отчетности.

 

Официальная системная регистрация преступлений в России начала складываться с середины 1950-х годов. Первую инструкцию об учете преступлений приняли в 1968 году. Институт регистрации удовлетворяет потребность государства в сборе и анализе достоверных данных о состоянии преступности.

За полвека система устарела и давно не отражает настоящего положения дел. Годами качество работы силовых ведомств определяет палочная система. Истинные цели закона подменяются желанием иметь хорошую статистику. За счет этого искажается реальная картина преступности.

О современном положении статистических дел и проблемах, связанных с регистрацией преступлений НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались с начальником управления правовой статистики прокуратуры Петербурга советником юстиции Юлией Альской

- Расскажите, пожалуйста, о роли прокуратуры в формировании достоверных сведений о преступности?

- Обеспечение полноты и достоверности формирования статистических данных в сфере уголовно-правовой статистики является одним из приоритетных направлений органов прокуратуры.

Данная работа регламентирована приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24.07.2017 № 513 «Об организации работы по ведению государственного единого статистического учета в органах прокуратуры Российской Федерации», совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (далее – приказ «О едином учете преступлений»), а также иными организационно-распорядительными и информационно-аналитическими документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Она осуществляется с целью своевременного предупреждения, выявления и устранения нарушений законов в области государственного статистического учета, незамедлительного пресечения фактов искажения статистических показателей в формах федерального статистического наблюдения.

Указанное в равной степени относится и к показателям, формируемым правоохранительными органами, в том числе сведениям о состоянии преступности.

Таким образом, органы прокуратуры играют важнейшую роль в формировании достоверных сведений о преступности путем постоянного контроля за осуществлением данной деятельности и принятием мер прокурорского реагирования при фиксации в ней нарушений закона.

- Что изменилось с переходом функций ведения правовой статистики от МВД к прокуратуре?

- Когда функция ведения правовой статистики была передана от МВД органам прокуратуры (01.01.2012) ежегодно стали выявляться десятки тысяч нарушений, допускаемых субъектами учета при формировании документов первичного учета, на основе которых составляются формы федерального статистического наблюдения.

По выявленным нарушениям органами прокуратуры принимаются меры прокурорского реагирования с требованием об их устранении, по результатам чего в статистические данные вносятся корректные сведения.

Принимаемые меры позволяют обеспечить достоверность показателей уголовно-правовой статистики, на основе которых проводится анализ состояния законности и правопорядка в городе, что является залогом принятия руководителями соответствующих ведомств и органов правильных управленческих решений на основе анализа реальной криминологической картины состояния преступности.

- Можно ли подробней объяснить суть «палочной системы» и на конкретном примере объяснить, как она работает?

- Так называемая «палочная система» - это когда эффективность деятельности конкретного сотрудника и/или всего подразделения (органа) оценивается не качественными показателями, а количественными.

Например, работа следователя и дознавателя может быть оценена положительно или отрицательно в зависимости от количества направленных уголовных дел в суд в определенный период. Работа сотрудника уголовного розыска может быть оценена аналогичным образом в зависимости от количества преступлений выявленных оперативным путем и т.д.

То есть в погоне за высокой оценкой своей деятельности должностное лицо может искусственно завысить показатель, положительно ее характеризующий, либо, напротив, занизить  показатель, отрицательно ее характеризующий, тем самым исказив данные, на основании которых формируются сведения о состоянии преступности, раскрываемости, профилактики преступности и т.д.

- Какие нарушения органами прокуратуры были выявлены в сфере уголовно-правовой статистики за первое полугодие 2018 года?

Нарушения в сфере уголовно-правовой статистики разделяются на две категории:

- нарушения, допущенные субъектами учета при формировании форм федерального статистического наблюдения;

- нарушения, допущенные при учете преступлений.

Основная масса выявляемых нарушений относится ко второй категории.

В свою очередь нарушения, допущенные при учете преступлений также делятся на две основные группы: нарушение сроков представления документов первичного учета в регистрационно-учетные подразделения и искажение сведений о преступлении и лице, его совершившем.

Например, В 1-м полугодии 2018 года работниками прокуратуры Санкт-Петербурга выявлено более 46 тыс. фактов искажения различных показателей статистической отчетности, характеризующих состояние преступности и результаты расследования уголовных дел.

Из указанного количества более 40 тыс. нарушений допущено  следователями и дознавателями ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – ГУ МВД), более 4 тыс. следователями ГСУ СК России по г.Санкт-Петербургу (далее – ГСУ СК), около 1 тыс. – дознавателями УФССП России по Санкт-Петербургу (далее – УФССП).

Наиболее типичными и распространенными являются нарушения, связанные с недостоверным отражением (неотражением) сведений о преступлении и лице, его совершившем (93,6 % от общего числа всех выявленных нарушений), из них более 4,3 тыс. связаны с недостоверным отражением сведений о совершении преступлений в общественном месте, в т.ч. на улице, более 4,2 тыс. – о должностных, социальных, половых, возрастных характеристиках потерпевших, более 1,8 тыс. – о должностных, социальных, половых, возрастных характеристиках лиц, совершивших преступление; более 1,4 тыс. – о преступлениях, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, около 1 тыс. – о  преступлениях, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

- В каких районах и ведомствах Петербурга проблема искажения данных стоит наиболее остро, и с чем это может быть связано?

- Проблема искажения показателей является актуальной как для органов прокуратуры, так и для правоохранительных органов на всех территориальных уровнях.

Вместе с тем, наибольшее количество нарушений выявляется в деятельности ГУ МВД, так как следователями и дознавателями данного ведомства расследуется основной массив возбуждающихся в Санкт-Петербурге уголовных дел, соответственно формируется большинство документов первичного учета и, как следствие, допускается большинство фактов их некорректного заполнения, в т.ч. по невнимательности или неопытности кадрового состава.

- Есть ли положительная динамика выявления фактов искажения показателей статистической отчетности в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет?

- Ежегодно прокуратурой Санкт-Петербурга в целом фиксируется динамика роста выявляемых нарушений в данной сфере, вместе с тем, структура выявляемых нарушений меняется.

- Каковы последствия искажения сведений?

- Искажение сведений о состоянии преступности, характеристиках преступлений, лиц, их совершивших, а также потерпевших напрямую приводит к принятию недостаточных мер в т.ч. профилактического характера.

Так, манипуляция с данными о размере причиненного ущерба влияет на квалификацию тяжести преступления, что искажает реальный показатель состояния преступности.

Недостоверная информация о размере возмещенного ущерба вводит в заблуждение, как граждан о степени доступа к правосудию, так и руководство государства о степени его эффективности в целом и т.д.

- Какие принимаются дополнительные меры по обеспечению достоверности учета сведений о преступлениях и совершивших их лицах со вступившими в законную силу решениями суда?

- Одной из проблем в работе на данном направлении является невнесение сотрудниками регистрационно-учетных подразделений, в т.ч. ИЦ ГУ МВД, соответствующих корректировок в статистическую отчетность на основании поступивших из судов статистических карточек формы № 6.

Как правило, указанные корректировки связаны с внесением изменений в первоначальную квалификацию преступления, изменением решения по преступлению в связи с прекращением уголовного дела по нереабилитирующему основанию.

Проверки исполнения сотрудниками ОИО штабов территориальных подразделений ГУ МВД требований п. 5 Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной приказом «О едином учете преступлений», осуществляются подчиненными прокурорами на постоянной основе в ходе осуществления текущей надзорной деятельности.

Работниками аппарата прокуратуры Санкт-Петербурга регулярно проводятся аналогичные проверки деятельности ИЦ ГУ МВД, а также осуществляются выездные проверки деятельности ОИО штабов районных У(О)МВД.

Так, в 1 полугодии 2018 года прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка состояния законности при учете преступлений и движении уголовных дел в ИЦ ГУ МВД, в ходе которой выявлено 52 нарушения, выразившихся в невнесении корректировок в статистическую отчетность на основании поступивших из судов статистических карточек формы № 6 или их недостоверном отражении.

На имя начальника ИЦ ГУ МВД направлено соответствующее требование о незамедлительном устранении выявленных нарушений, которые в настоящее время устранены.

- Какими мерами прокурорского реагирования обеспечивается достоверность отражения показателей?

- Важным в организации контроля за достоверностью статистических сведений является принятие эффективных мер прокурорского реагирования не только по устранению выявленных нарушений, но и по привлечению виновных должностных лиц к ответственности, а также мер по профилактике такого вида нарушений путем усиления ведомственного контроля, а также проведения необходимой методической работы.

В целях устранения выявленных нарушений в адрес руководителей органов предварительного расследования направлено более 400 актов прокурорского реагирования, к дисциплинарной ответственности привлечены 165 виновных в фактах искажения должностных лиц, в т.ч. 35 руководителей.

В направляемых в адрес руководителей соответствующих органов актах прокурорского реагирования, кроме отражения выявленных фактов искажений государственной статистической отчетности, как правило, указываются причины, по которым они стали возможны, и предлагаются мероприятия, реализация которых приведет к их недопущению в дальнейшем.

Проблемы, возникающие в рассматриваемой сфере, а также конкретные мероприятия по их решению обсуждаются с руководителями соответствующих правоохранительных органов в ходе рассмотрения представлений прокуратуры Санкт-Петербурга. Таким образом, особенности допускаемых нарушений и их причины обсуждаются с каждым поднадзорным органом более конкретно и предметно.

Кроме того, по инициативе прокуратуры Санкт-Петербурга организовано проведение учебных занятий со следователями (дознавателями) территориальных подразделений ГСУ СК, ГСУ ГУ МВД и УФССП и их руководителями по изучению особенностей формирования документов первичного учета в сфере уголовно-правовой статистики с одновременным разбором допускаемых типичных ошибок и нарушений.

Так, в 1-м полугодии 2018 года работниками аппарата прокуратуры Санкт-Петербурга принято участие в 5 таких учебных занятиях.

- Какие характерные проблемы при формировании статистической отчетности существуют для надзорных органов нашего субъекта РФ? Какие в других субъектах?

- Основной проблемой являются многочисленные факты искажения показателей, допускаемые в первую очередь вследствие незнания сотрудниками поднадзорных органов в полной мере требований приказа «О едином учете преступлений», а также иных организационных документов, регламентирующих формирование документов первичного учета, что также характерно и для других субъектов Российской Федерации.

- Какие нововведения в сфере уголовно-правовой статистике планируются в ближайшем будущем?

- Все вопросы, касающиеся организации работы органов прокуратуры, ее оптимизации и определении новых приоритетов и задач относятся к компетенции Генеральной прокуратуры Российской Федерации».

Новости партнеров: