Петербургская подземка отстала навсегда - ученые раскритиковали стратегию развития метро

29.11.2018 18:20 2124
Пока в Москве сдаются десятки станций метро в год, в Санкт-Петербурге уделяют внимание скоростным магистралям. По словам депутата ЗАКСа Миахила Амосова, подземка на текущий момент - "нелюбимое дитя" для города.

Зацикленность Смольного на наземной части транспортной инфраструктуры раскритиковали представители научного сообщества, строители и депутат Закса Михаил Амосов в ходе международного форума по развитию транспортной инфраструктуры. В конце концов круглый стол форума «Освоение подземного пространства» превратился в оплакивание перспектив развития петербургской подземки.

На лицо перекос: общественность требует от правительства освоения подземного пространства, новых станций метро, но вместо этого получает платные дороги. По мнению Михаила Амосова, Смольному пора задуматься над цифрами, отражающими вложения в наземную и подземную части транспортной инфраструктуры – пока в одну деньги вливаются, из второй они изымаются.

–  При современных технологиях можно добиваться потрясающих результатов в освоении подземного пространства, –  прокомментировал Амосов. – Но мне кажется, что в Санкт-Петербурге неправильно расставляются приоритеты в развитии транспортной инфраструктуры нашего города: у КРТИ двое детей, и одному из них, подземке, явно уделяется недостаточное количество внимания. Приведу некоторые цифры, которые показывают, как это работает. В нашем городе в последние годы заработал ЗСД. Стоимость этого удовольствия – 210 миллиардов рублей. Там есть деньги как городские, так и частные, так и деньги из федерального бюджета. Но мы понимаем, что в конечном итоге за все это заплатит либо бюджет Санкт-Петербурга (а мы и сейчас платим нашему партнеру из городского бюджета по 4– 5 млрд в год – его недополученные прибыли), либо пользователи, то есть – люди. Объект строился 10 лет, то есть – по 20 млрд рублей в год на него уходило. Для сравнения – на следующий год в бюджете Санкт-Петербурга для строительства метрополитена запланировано 18 млрд рублей. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что приоритеты расставляются неправильно.

По мнению Амосова, КРТИ нужно ускорить темпы развития метрополитена и какое– то время не строить следующий проект – ВСД.

–  Мы тратим 18 млрд рублей в год на метрополитен, а Москва, для сравнения – 190 млрд рублей, –  добавил Амосов. – Понятно, что Москва сама больше, как больше ее бюджетная обеспеченность на душу населения, но все-таки – не в 10 раз. Мы тратим всего 3% от всего объема бюджета города.

КРТИ, по мнению депутата, не выражает в полной мере интересы населения Санкт-Петербурга по развитию транспортной инфраструктуры – нужна отдельная структура, которая отвечала бы за метростроение.

Сами не проектируем, сами не финансируем

Такой фразой можно описать позицию как в Смольном, так и в «Метрострое» по отношению к развитию петербургского метро. В «Метрострое» НЕВСКИМ НОВОСТЯМ прокомментировали, что компания поддерживает поправки в бюджет на 2019 год и видит смысл в том, чтобы сократить бюджет на строительство метро, однако не потому, что «Метрострой» не способен строить новые подземные объекты, а потому, что в городе нет проектов под эти объекты.

–  Средств, заложенных на 2019 год достаточно для выполнения производственной программы строительства Лахтинско-Правобережной и Красносельско-Калининской линий, –  добавили в пресс– службе компании. –  Формирование бюджета в размере 30 млрд рублей (средняя сумма, выделяемая на метро в год в Петербурге – прим. ред) планировалось с учетом начала реализации новых проектов в метростроении. Однако такая возможность была упущена ввиду постоянного переноса и отсутствия на данный момент необходимых проектов. Что указывает на слабую работу КРТИ, а не Метростроя, т.к. данные функции закреплены за исполнительной властью.

В компании напомнили, что она не занимается проектированием, а реализует уже готовые проекты. Напомним, что в Смольном ранее в ходе международного форума по развитию транспортной инфраструктуры заявили, что дефицитный бюджет Санкт-Петербурга на 2019 год делает проектирование для правительства дорогим удовольствием, поэтому собственные идеи и готовые проекты – спасительная для властей инициатива от возможных инвесторов.

Денег нет и будет еще меньше

В ответ на заявление Амосова о необходимости создать отдельную структуру для строительства метрополитена первый зампред КРТИ Смольного Андрей Семчанков ответил, что денег нет и на это, и что, возможно, в 2020 году бюджет на строительство метро может быть сокращен Комитетом финансов еще сильнее. Зато на том же форуме начальник отдела проектов ГЧП в комитете инвестиций Максим Шарипов хвастался успехами структуры ОАО «ЗСД», созданной городом специально для контроля, надзора и содействия с точки зрения реализации ГЧП-соглашения по ЗСД. Опыт этой структуры будет масштабирован в дальнейшем для ВСД, строительство которого переносить никто не собирается.

По мнению представителей научного сообщества Петербурга, городская подземка отстала от уровня развития подземки всего мира практически «навсегда». И дело касается не только метро, но и всего, что можно было бы разместить под землей – парковок, подземных переходов, дорог и многого другого. Как выразился заведующий кафедрой «Тоннели и метрополитены»  Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра Первого Александр Ледяев, о необходимости развития петербургской подземки говорят уже 50 лет, но ничего не меняется к лучшему. В свою очередь, генеральный директор ГК «ВиПС» Андрей Панферов предостерег, что если и дальше продолжать точечное и хаотичное освоение подземного пространства Санкт-Петербурга, то в будущем может наступить коллапс отрасли, и развиваться полноценно будет невозможно.

Напомним, что в Смольном обещали приложить «неимоверные усилия», чтобы толкнуть подземную отрасль вперед и сократить отставание. Об этом заявлял зампред КРТИ Михаил Королев. Однако в 2019 году к исполнению обещания в полной мере, похоже, так и не приступят. Однако есть надежда: в декабре Смольный пообещал показать свету актуализированную схему развития петербургского метро, но схема, как известно, еще далеко не проект.

 

 

 

Автор: Любовь Хмелевская
Материалы по теме: