Эксперт: Масштабный переход на производство отечественных лекарств невозможен

12.03.2015 16:39 514
Санкт-Петербург, 12 марта. В четверг, 12 марта, стало известно, что в конце марта, вероятно, будет принято постановление правительства РФ об ограничен
mediСанкт-Петербург, 12 марта.

В четверг, 12 марта, стало известно, что в конце марта, вероятно, будет принято постановление правительства РФ об ограничении государственных закупок зарубежных медикаментов. Таким образом власти хотят простимулировать производство отечественных препаратов. Однако многоуровневая организация фармацевтического рынка, накрепко связанная с экономической и правовой системами России, по мнению экспертов, делают эту инициативу фактически невозможной. О подводных камнях перехода России на внутреннее производство лекарств корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ рассказал директор Центра социальной экономики, член Координационного Совета Государственной Думы РФ по вопросам инновационного развития медицинской и фармацевтической промышленности Давид Мелик-Гусейнов. Эксперт считает, что реализовать эту инициативу на практике будет очень сложно. Загвоздка в том, что принцип государственных закупок лекарств зиждется на том, что закупается не конкретный препарат, а действующее вещество, иначе говоря непатентованное наименование, и закупается оно в порядке аукциона. Непатентованное наименование означает, что у лекарства, выставленного на аукцион, по закону не может быть никакого конкретного названия или бренда, а значит не может быть четко прописан производитель. Эта система существует для того, чтобы государство могло выбрать наиболее финансово выгодное предложение и не нарушило антимонопольный закон. Иначе говоря, во время аукциона Государство-заказчик не может знать точно, в России будет изготовлено то или иное лекарство или за рубежом, потому что изначально разыгрывается безымянный, небрендированный препарат, а уж где и как он будет произведен – задача дистрибьюторов и фирм-поставщиков, которые выберут наиболее выгодное для себя предложение, а оно может поступить как от отечественных фармацевтических предприятий, так и от зарубежных. Вмешиваться же в эту систему и запретить компаниям-поставщикам сотрудничать с западными производителями – значит нарушить закон и открыть широкую дорожку для коррупции. – В аукционной документации, которая выставляется на публичное рассмотрение, прописано действующее вещество или непатентованное наименование. Заказчик не знает, какое непатентованное наименование предложит ему поставщик. Поставщик еще может не иметь у себя на складах это наименование, он может просто разыгрывать его на перспективу. Допустим, поставщик выиграл лот. Потом он идет к производителям и договаривается, чтобы они предоставили ему этот препарат по определенной цене. Он может придти к иностранной или к российской компании. Если иностранная компания предоставит ему более выгодные условия, он может закупить препарат у нее. И как система может быть построена по принципу «отечественный-не отечественный», когда она не придает лекарствам идентификации российского либо импортного происхождения? То есть, во время закупок ни у поставщика нет понимания какой препарат он поставит, потому что у него еще нет договоренности с производителями, ни у заказчика нет понимания, какой препарат он должен закупать, потому что выставляется непатентованное наименование, – говорит Давид Мелик-Гусейнов. – А может ли государство урегулировать этот процесс между заказчиком и производителем? – Может, но ни в одной стране мира такой практики нет. Тогда нужно прописывать в аукционной документации, что ацетилсалициловая кислота должна быть отечественного производства. Но это запрещено законом, вот так детально прописывать какие конкретные должны быть поставки. Тогда нужно менять закон о закупках и вообще всю антимонопольную систему в стране. Что тогда будут регулировать антимонопольщики? В это случае рынок становится монопольным. Поэтому де- юре мы можем написать все, что угодно, но де -факто это работать не будет. - А какие страны поставляют нам сырье для лекарств и можем ли мы сами производить сырье? – Подавляющее количество отечественных препаратов изготавливается из сырья, которое мы завозим из Индии и Китая. В этих странах сосредоточены концерны, которые производят сырьевые компоненты. Мы эти ингредиенты не производим, потому что в этом нет смысла. У нас очень небольшой внутренний спрос. А Индия и Китай работают на весь мир. Там и цена ниже, а кроме того, они попирают свои экологические стандарты, потому что это опасное химическое производство. Россия, конечно, может развивать свою сырьевую базу, но сегодня, при всем многообразии возможностей, это невыгодно. Текст: Диана Колобаева

Новости партнеров: