Музей Бродского в Петербурге: возвращение на родину через черный ход

19.03.2015 18:21 1357
Санкт-Петербург, 19 марта. Знаменитые «Полторы комнаты» Иосифа Бродского готовятся открыться для посещения в доме Мурузи на Литейном проспекте. Пр
БродскийСанкт-Петербург, 19 марта.

Знаменитые «Полторы комнаты» Иосифа Бродского готовятся открыться для посещения в доме Мурузи на Литейном проспекте. Процесс создания музея-квартиры поэта тянется уже 16 лет и сопровождается такими же бюрократическими проволочками и препонами, какие окружали Бродского всю его жизнь. Кураторы проекта уже не удивляются все новым возникающим проблемам, рассказали они НЕВСКИМ НОВОСТЯМ. «Просто получиться не может – это же музей самого Бродского!». Такое чувство, будто страна, однажды исторгнувшая поэта в вынужденную эмиграцию, не принимает его и после смерти. Несмотря на то, что создание музея-квартиры находится под контролем чиновников, Комитета по культуре города и множества искренне и сердечно заинтересованных людей, сложности не заканчиваются, а проблемы только запутываются в сложный клубок. Обвинить кого-то конкретного в них не получается – это уже похоже на непроизвольное, ни от кого не зависящее нагромождение обстоятельств, совпадений и ситуаций. К слову, вдова поэта Мария Соццани-Бродская даже отказалась приезжать в Петербург на юбилей поэта: говорит, что страна в свое время сделала все, чтобы выжить Бродского, и до сих пор в ней продолжается то же самое. По той же причине для русских исследователей закрыты американские фонды Бродского. «Ваша страна причинила ему много зла», – считают в США. Считают совершенно справедливо – Иосифа Бродского преследовали сначала за национальность, затем за творчество, затем за тунеядство и, наконец, решили просто выслать из страны. Но сегодня его родной город искренне принял и полюбил его, что и хочет доказать, открыв музей в петербургской квартире Бродского. коммунальная квартира БродскогоНа протяжении последних лет живым препятствием для создателей музея была соседка семьи Бродских Нина Федорова, которая не желала переезжать в другую квартиру и отдавать свою комнату под музей. За долгое время противостояния пожилая женщина, блокадница, нажила себе множество недоброжелателей в лице поклонников поэта всего лишь за то, что хотела оставаться в своем родном доме. Как рассказала Анна Соколова, заместитель директора музея Анны Ахматовой, стоило кураторам проекта сменить тональность в общении с ней, как «она тут же превратилась в человека, который может что-то объяснить, показать, дать совет по ремонту и планировке. Мы перестали смотреть на нее, как на старуху-процентщицу, и она почувствовала себя нужной». Напомним, 75 квадратных метров заветной квартиры законно принадлежат Нине Федоровой, остальные 160 переданы музею. Этих метров ничтожно мало для того, чтобы создать полноценный и удобный для посещения музей, считают кураторы. «Сейчас тут даже швабру поставить негде, не говоря уже о мультимедийной технике!», – восклицает Нина Попова, директор музея Анны Ахматовой. По словам архитектора Сергея Падалко, сейчас они присматриваются к квартире снизу – ее покупка был бы решением проблемы метража. «Сейчас в квартиру придется заходить с черного хода, так как парадный находится на территории Нины Федоровой, – рассказывает Нина Попова. – Друзья Бродского, конечно, уже говорят, что это неправда, но у нас нет другого выхода». Аварийное состояние квартиры также пока мешает обустройству экспозиции. В балках и стенах квартиры обнаружили 32 вида грибка, которые могут погубить подлинные книги и фотографии. По словам Нины Поповой, о полноценном музее не может идти речи, пока не будут заменены все аварийные перекрытия, обработаны все стены и установлены новые трубы, в том числе у соседей сверху. Так как музей непременно должен открыться 24 мая, кураторы придумали решение, которое спасет их в этот день. В большой комнате родителей Бродского незаконченные стены закроют холстами с изображениями оригинальных интерьеров, там же разместят отпечатки фотографий отца Бродского, который заснял многих гостей, бывавших в доме Мурузи. В комнате самого Иосифа будут фотографии с книгами и открытками – тот предметный мир, фактура самой жизни, которая была так важна для поэта. Отдельно будет оборудована фотолаборатория Александра Бродского, отца поэта. В комнатах из проигрывателя будет звучать голос самого стихотворца и музыка Моцарта, которая провожала литературного гения в день его отъезда из СССР. На классической коммунальной кухне, красочно описанной Бродским в его прозе, будут звучать фонограммы суда над поэтом, а на бельевых веревках будут висеть фотографии, иллюстрирующие быт ленинградцев. В одной из соседних комнат поставят бюст Бродского работы скульптора Сильвии Виллинк и покажут фильм о венецианской жизни поэта. Нина Попова подчеркивает: это не будут «потемкинские деревни», это будет показательный день, после которого работа над музеем продолжится. «Мы между собой шутим, что просто ничего и не могло получиться, раз речь идет о Бродском, – говорит Анна Соколова. – Мы готовы ко всем препятствиям. У Бродского был термин «внутренняя миграция» – это попытка жить, не конфликтуя с внешней средой, согласно своему внутреннему миру, своим нравственным приоритетам, принципам и убеждениям. Он хотел дистанцироваться от этой действительности, но сталкивался с ней всю жизнь – это и суд, и помещение его в психлечебницу, и попытки пригласить к себе родителей после выезда из страны». Вместе с Петербургом мы надеемся на то, что приземленный быт в деле музея Бродского будет побежден, и наступит время творчества. Время вспоминать гений поэта и цитировать его стихи в той самой комнате, где многие из них когда-то создавались.   Текст: Евгения Авраменко

Новости партнеров: