Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Всемирный день защиты прав потребителей в третий раз пройдет под девизом цифровизации

14.03.2019 18:10 436
"Цифровой мир: надежные смарт-устройства" — так звучит девиз 2019 года. Борцы за права потребителей в Петербурге считают, что сначала надо разобраться с более актуальными проблемами, например, с некачественными продуктами.

В связи с темой Международного дня защиты прав потребителей масса ретейлеров уже составили рейтинги на "самый лучший смартфон", в которых лидирует то одна, то другая марка.Однако сами потребители товаров и услуг в Петербурге называют подобные рейтинги "забавой для души". Они считают, что для начала нужно решить старые добрые "насущные проблемы": пресечь торговлю некачественной пищевой продукцией, свести к минимуму обман покупателей со стороны бизнеса.

Невские Новости

Лидеры жалоб: ЖКУ и продавцы

Сегодня, 14 марта, в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция, посвященная Всемирному  дню защиты прав потребителей. На ней присутствовали профильные общественные организации, а также представители управления Роспотребнадзора по Ленинградской области. 

— Три года подряд ставить акцент на проблемах цифровизации — уже чересчур, — отметил председатель петербургской общественной организации потребителей "Общественный контроль" Всеволод Вишневецкий, — У потребителей есть более важные темы. В частности, для России проблема смарт-устройств стоит далеко не на первом месте. Среди жалоб, которые поступают в "Общественный контроль" и другие организации, на первом месте стоят жалобы на услуги, особенно на жилищно-коммунальные, а также на финансовые услуги, услуги авиа-перевозчиков. Особняком стоит проблема фальсификации пищевых продуктов, которые продаются на полках магазинов, их некачественного состава, хранения и многое другого.

В 2018 году международный девиз Дня защиты прав потребителей, который переняла и Россия, звучал следующим образом: "Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными". В 2017 году этот же девиз звучал так: "За создание цифрового мира, которому могут доверять потребители". К слову, провозглашает девиз каждый год Организация Объединенных Наций (ООН). По мнению экспертов, в международном масштабе это, конечно же, оправдано, но в России есть свои, отдельные проблемы, на которых нужно поставить особый акцент. Одна из них — это недостаточная активность работы такого ведомства, как Роспотребнадзор по Санкт-Петербургу, который призван защищать интересы потребителей.

В Роспотребнадзор по Ленинградской области за 2018 год поступило порядка 3600 обращений с жалобами потребителей, из них проверки проведены только по 48 обращениям, сообщила в ходе пресс-конференции заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области Лариса Яковлева. По ее словам, возможности ведомства сегодня сильно ограничены законом о защите предпринимателей: Роспотребнадзор не всегда имеет право инициировать внеплановые проверки по жалобам потребителя, если последний предварительно (и безуспешно) не обращался с письменной претензией к компании, нарушившей его права.

 Это даже менее, чем 1,5%,  прокомментировал Всеволод Вишневецкий,  Что думают те 98,5% граждан, которые обратились и не получили проверки, не получили реакции государственного органа на нарушение их прав? По Петербургу ситуация немногим лучше. По данным Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, за 2018 год поступило 25 600 обращений. Процент реакции на них составляет 4,6%. То есть, порядка 24 тыс. жителей обратились в ведомство и не получили того результата, на который рассчитывали. 

Когда экономия — это молоко с водой

Пожалуй, самая актуальная на сегодняшний день проблема потребителей — это некачественный, а порой и фальсифицированный товар в эконом-сегменте. Дело в том, что несколько лет назад правительство России поставило перед ретейлерами задачу наполнить прилавки доступным продовольствием по низкой цене. Однако реализуют продавцы эту задачу каждый по-своему: кто-то пренебрегает упаковкой товара, кто-то использует некачественные ингредиенты, а кто-то и вовсе фальсифицирует товар, как в случае с молоком. 

Всеволод Вишневецкий

По словам Вишневецкого, с тех пор как в молочной продукции запретили использовать пальмовое масло, некоторые предприниматели стали просто разбавлять продукцию водой и называть полученное "молоком". Это вышло даже дешевле.

 Мы проверили своими силами 12 образцов молока, семь из них было некачественными, а пять из семи и вовсе подделка,  отметил Вишневецкий,  При заявленной на этикетке жирности в 3,5%, молоко, например, Торжокского молочного комбината ("Молочное царство") по факту содержало всего 1,5% жирности. Ниже указанного на этикетках в образцах было и содержание белка. Особенно отличились производители из супермаркетов, например, марка "365 дней" родом из сети "Лента", а также собственное молоко "Просто" сети "Перекресток".

Кроме указанных марок, плохое молоко общественная организация выявила у марок "Вологодское" и "Ивмолокопродукт". По словам Вишневецкого, продукты по низкой цене покупают самые незащищённые слои населения в виду низкой стоимости такой продукции. Так, литр молока из "Ленты" стоит порядка 40 рублей.

Кроме молока, до сих пор актуальна проблема неправильного хранения скоропортящихся продуктов в супермаркетах, к примеру — салатов собственного производства магазинов, которые нередко оказываются просроченными. Нарушаются правила санпина и в отношении заморозки - грибов, ягод, мясной замороженной продукции. Дело в том, что по санитарным правилам покупателю нельзя самостоятельно орудовать лопаткой, набирая себе ягоды или грибы. Делать это может только сотрудник магазина в одноразовых перчатках.

 Однако эти правила не соблюдаются должным образом уже давно,  добавил Вишневецкий,  Думаю, во многом магазины договариваются с Роспотребнадзором, заявляя, что иначе невозможно обеспечить население доступным товаром. Упаковка  дорогое удовольствие.

Спикеры призвали потребителей приобретать только те пищевые продукты, которые привозят в магазины в заводской упаковке. Во вторник, 19 марта, всех желающих пригласили также посетить Школу грамотного потребителя, которая будет продолжаться три часа, с 10:00 до 13:00, по адресу Большой проспект В. О., 13. Мероприятие приурочено к Всемирному дню защиты прав потребителя, на нем петербуржцам расскажут, как повлиять на недобросовестных производителей и продавцов товаров и услуг.

Автор: Любовь Хмелевская
Материалы по теме: