Звук катастрофы и исцеляющая музыка: тайны органа Петербургской филармонии

23.03.2015 13:03 124
Санкт-Петербург, 23 марта. Иоганну Себастьяну Баху 21 марта исполнилось 330 лет. Великий композитор известен прежде всего своими произведениями для ор
Санкт-Петербург, 23 марта.

Иоганну Себастьяну Баху 21 марта исполнилось 330 лет. Великий композитор известен прежде всего своими произведениями для органа — одного из самых сложных и мистических музыкальных инструментов в мире. Однако мало кто знает, что бывали времена, когда орган стоял в каждом доме, а гениальных органистов, предшествовавших Баху было очень много, но имена их забыты. Мифы об органе развеял хранитель органа Петербургской филармонии Юрий Зотов на лекции перед концертом известного немецкого органиста Штефана Энгельса. Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ тоже был в числе благодарных слушателей. Легенды об органе Есть хрестоматийная легенда о происхождении органа, которая, по мнению Юрия Зотова, не выдерживает никакой критики. Согласно ей – орган в III веке нашей эры создал изобретатель Ктезибий, живший в Александрии. Эксперт считает эту версию непроверяемой. Тем не менее, в Будапеште на месте раскопок древнеримской колонии найден орган, датируемый II-III веком нашей эры – на сегодняшний день это самый старый орган на земле. Инструмент находился в пожарном депо, а в перерывах между службами пожарники упражнялись на нем в музицировании. В VI веке по указу Папы Римского, орган стал обязательным предметом христианского богослужения, с тем пор инструмент начал развиваться и процветать, потому что церковь стала его мощным и богатым спонсором и заказчиком. В Западную Европу органы первые проникли из Византии. Инструменты той эпохи были совсем не сравнимы со своими современниками. Сегодня орган – это огромный инструмент, вросший в структуру здания. В те времена орган представлял собой плоский ящик с просверленными дырами и воткнутыми в них флейтами. Доступ воздуха отрывался не клапанами, а задвижками. Игра была малоподвижной и представляла собой длинные протяжные звуки. Клавиатура была очень тугая, заставляя инструмент реветь, как автомобильный клаксон. В XIII-XIV веке в храмах появляются большие инструменты. Самый древний из сохранившихся органов тех времен находится в монастыре Валер в Швейцарии и относится ко второй половине XIV века. За время своего существования орган приобрел множество разных конфигураций. Существуют органы размером с телевизор. Есть органы, которые вешаются на плечо, при этом одной рукой качается воздух, а второй органист играет на клавиатуре. Такой инструмент был очень распространен в средние века – он назывался портатив. Затем появился позитив (от слова позиция) – это орган величиной со шкаф, он имеет несколько регистров и одну или две клавиатуры. Это был излюбленный инструмент европейских богатых домов в эпоху барокко. Потомком органа является и фисгармония, которая появилась в Германии и выпускается по сей день. Фисгармония отличается тем, что вместо труб у нее язычки. Но из-за инертности этих язычков звук появлялся с некоторым запаздыванием, исключая тем самым виртуозную игру. Именно по этой причине инструмент так и остался домашним. Максимального развития органное искусство достигло в XVII—XVIII века, во времена барокко. Юрий Зотов отметил, что итальянские, французские или немецкие органы представляли собой совершенно разные конструкции с различными звуковыми задачами. Орган существовал в рамках разных национальных школ и сильно изменялся по эпохам. В России органной традиции не суждено было сложится, потому что православная церковь считала, что в божьем доме должен звучать только человеческий голос, а музыкальные инструменты считались неприемлемыми для богослужения. Однако были попытки использовать орган как светский инструмент при дворах российских князей. Механика инструмента Орган до предела механизированный инструмент. Если скрипка или рояль дают простор для усиления или ослабления экспрессии за счет уменьшения или увеличения силы звука, орган такой возможности не предоставляет. Звук нажатой клавиши органа может длиться сколь угодно долго. Музыкант может этот звук только прервать, не имея возможности во время звучания изменить его характер, громкость или интенсивность, поэтому и бить по клавишам бесполезно - на поток воздуха это никак не влияет. Таким образом, органист обладает единственным параметром воздействия на слушателя – агогикой, то есть искусством замедления и ускорения ритма. Филармонический орган Отцом основателем ленинградкой органной школы был профессор Исайя Браудо, который работал в ленинградской консерватории. Его перу принадлежит несколько глубоких исследовательских материалов, посвященных органу. В частности – Браудо писал, что звук органа действует на те клетки мозга, которые всю жизнь находятся в дремлющем состоянии и предназначены природой для восприятия каких-то грандиозных событий и природных катаклизмов – извержений вулканов, ураганов и цунами. Но если в стрессе с воздействием на сознание этих клеток приходит чувство тревоги и опасности, то при органной игре, наоборот появляется чувство чего-то грандиозно великого и бесконечно прекрасного. Именно поэтому орган используют в церкви – инструмент создает эффект присутствия высших сил и чего-то непостижимого. Орган в Большом зале Петербургской филармонии относится к эпохе немецкого романтизма конца XIX-начала XX века, это характеризует его мягкое, прозрачное звучание. Его история тоже весьма интересна. В 1903 году в институте акушерства и гинекологии имени Отта на Васильевском острове был заказан орган. В это время в Германии ведущей фирмой-производителем органов была «E.F.Walcker & Cie», она же была поставщиком императорского двора России. Петербург как столица получил «Валькеры» в консерваторию, голландскую церковь, Петрокирху и в институт Отта. Доктор Отт считал что звук этого инструмента просветляет душу и отвлекает от болевых ощущений. Орган установили в актовом зале, а в палаты провели наушники, чтобы роженицы могли слушать музыку, не вставая с постели. После революции органы начали уничтожаться, как оплот церковного мракобесия.В 1931 году орган из акушерского института был перенесен в Большой зал филармонии и возобновил свою концертную жизнь. После войны механизмы органа были сильно изношены, его даже хотели разобрать и отправить на переплавку, но после вмешательства известных музыкантов, планам, к счастью, было не суждено сбыться. К концу 60-х орган снова стал сильно нуждаться в ремонте, тогда из политических соображений для ремонта пригласили чешскую фирму «Ригер-Клосс». Чешские специалисты сильно изменили звуковой образ инструмента, превратив мягкое звучание в хоть и более сильное, но грубое. Кроме того, был изменен фасад инструмента, перестав соответствовать архитектуре зала. На 300-летие Петербурга немецкое правительство подарило городу больше миллиона евро на ресторацию органа, при условии исполнения заказа германской фирмой. Так же было несколько условий от представительства Петербурга. Со слов Юрия Зотова, компания, которая должна была заняться реставрацией, заранее была поставлена в очень сложные рамки. Тем не менее, фирма была выбрана весьма достойная – «Йоханнес Клайс» из Бонна. Эксперт отметил, что качество выделки деталей филармонического органа высочайшее, а инструмент сделан с огромной любовью. Помимо филармонического органа, Юрий Зотов отметил еще несколько петербургских инструментов, достойных внимания — органы Таврического дворца, академической капеллы, лютеранской церкви святой Екатерины и Мариинского концертного зала.   Читайте по теме: Петербургская филармония открыла свои подвалы для посетителей (фото)

Новости партнеров: