Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Санкт-Петербург назвали признанным лидером системы образования в России

29.03.2019 17:23 698
Несмотря на это признание, многое в петербургском образовании предстоит усовершенствовать. На повестке ближайших лет поддержка педагогов и помощь школьникам с выбором профессий.

Педагоги Санкт-Петербурга как, впрочем и других регионов жалуются на излишнюю бюрократическую нагрузку, а школьники слишком поздно определяются с выбором профессии, зато в Петербурге учат лучше, чем в других городах России, а петербуржские учащиеся занимают передовые места в международных олимпиадах. Эти и другие проблемы и достижения системы образования в Санкт-Петербурге обсудили сегодня, 29 марта, на пленарном заседании в рамках десятого Международного образовательного форума «Современное образование: код эпохи». Образовательный форум проходит в Петербурге с 25 по 29 марта, его посетили иностранные делегации из Австрии, Германии, Финляндии, Республики Беларусь и многих других стран.

Невские Новости

О том, что «Санкт-Петербург — признанный лидер российской системы образования», заявила в ходе заседания министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. Однако врио губернатора Петербурга Александр Беглов хотя и гордится статусом города, педагогами и учащимися, все же считает, что системе образования нужны перемены. Так, он анонсировал уже к концу этого года снижение бюрократической нагрузки на учителей на 10%. Беглов и ранее говорил о том, что как педагогам, так и врачам в городе приходится тратить слишком много времени на заполнение различных формуляров. Это время, по его мнению, педагоги могли бы тратить на творческую работу.

По словам директора Президентского физико-математического лицея № 239, заслуженного педагога Максима Пратусевича, проблема бюрократической загруженности учителей стоит в городе уже давно.

 Это тяжелая тема, к которой много раз приступали, много раз были рекомендации по этому поводу от Министерства просвещения,  добавил Максим Пратрусевич,  Я могу вам честно сказать, что когда Министерство прислало очередную рекомендацию с окончательным фактическим списком бумаг для учителей, которые они обязаны вести, я оттуда вычеркнул еще половину. Боюсь, что эта история затянется надолго. Тем не менее, любые усилия в этом направлении надо приветствовать.

Педагоги, особенно молодые, это категория специалистов, которым сегодня особенно нужна качественная социальная поддержка. Не все молодые учителя сегодня остаются в профессии из-за несоответствия реального уровня зарплат их ожиданиям по этому поводу. Петербург, как и многие города России, нуждается в повышении престижа педагогического труда. По этому поводу в России создали федеральный проект «Учитель будущего». Об этом сегодня также было сказано на пленарном заседании.

 Мы видим, что федеральный проект «Учитель будущего» учитывает необходимость повышения престижа профессии педагога,  отметил Александр Беглов,  Мы в Петербурге также прорабатываем меры поддержки как молодых учителей, так и опытных педагогов.

Скриншот с сайта http://www.eduforum.spb.ru

По словам Пратрусевича, сегодня средняя ставка педагога без различных надбавок в Петербурге составляет примерно 31 тысячу рублей. Эта сумма, конечно, не может конкурировать с зарплатой председателя правления какого-нибудь банка или программиста, однако вполне сопоставима с зарплатой инженера «средней руки». При этом нельзя сбрасывать со счетов осознание высокой миссии учителя, несущего знание. 

 Про деньги у меня есть такая любимая поговорка: их либо нет, либо не хватает,  прокомментировал Пратрусевич,  Сейчас мне кажется, что мы находимся в той стадии, когда их все-таки не хватает. Я сам преподаю, и моя «голая» ставка без надбавок, как если бы я вел 18 часов в неделю, составляла бы 52 тысячи рублей. Я считаю, что это нормально. Что касается молодых специалистов, то для них в Санкт-Петербурге есть меры социальной поддержки, есть выплаты преподавателям со стажем до трех лет, в том числе бесплатный проездной и еще множество других мер. Кроме того, директор школы, заинтересованной в молодых специалистах, может устанавливать надбавки и доплаты сам. К тому же, есть масса вещей, которые человек может делать в школе за дополнительную плату, если ему это интересно. А в-четвертых, оклад, например, учителя математики без категории у нас составляет порядка 31 тысяча рублей. При этом первую категорию он может получить уже через два года работы. Я не думаю, что молодой человек в какой-нибудь другой отрасли, за исключением, например, программирования, зарабатывает столько. 

59% девятиклассников в России уже второй год подряд поступают в колледжи и техникумы для получения рабочих профессий — эту цифру сегодня на пленарном заседании озвучила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее словам, интерес к рабочим профессиям, которые так необходимы сегодня в России, растет. В Петербурге также нацелены на повышение интереса школьников к техническим, а также высокотехнологичным специальностям: Александр Беглов анонсировал в Петербурге открытие Инженерно-технологической школы уже с 1 сентября 2019 года. Уже известно, что в ней будут учиться около 700 учеников. Он также рассказал о скором создании в 2020 году нового детского технопарка в реставрируемом особняке на Бакунина, 8, где дети смогут посмотреть на передовые технологии «в действии». По его словам, созданная в городе в 2018 году Академия Цифровых Технологий приняла уже более 1700 учеников. Председатель комитета по образованию в Санкт-Петербурге Жанна Воробьева также анонсировала новый проект — кластер из пяти школ опережающего профессионального образования, который охватит около 130 тысяч учеников Петербургу, или 30% учащихся. В программе школ, тем не менее, будет не только техническое, но и гуманитарное образование.

 Сейчас рабочие профессии сливаются с инженерными, их очень трудно разделить,  прокомментировал Пратрусевич,  Например, мы очень дружим с Кировским заводом. В свое время он развернул станкостроительное производство, и мне показали эти станки. Человек, который работает на этом станке, по идее должен иметь высшее техническое образование на уровне бакалавриата. То есть, четыре года обучения. А что это, как не четыре года обучения, например, в колледже? Все движется в сторону «сближения» рабочих профессий с высокотехнологичными, поэтому я оцениваю эту цифру, 59%, с положительной стороны.

По словам Александра Беглова, школьники Петербурга нуждаются в помощи с профориентацией: они слишком долго, порой уже к концу старших классов, определяются с выбором желанной профессии и даже на этом этапе имеют лишь теоретическое представление о предстоящей работе. При этом они подают документы в несколько вузов и поступают в тот, который их в конце концов примет. По мнению Беглова, это не является положительной тенденцией, и чтобы изменить ее, уже с сентября 2019 года в Петербурге заработает, так называемый, «навигатор профессий». Проект нацелен на воспитание у детей младших и средних классов сознательного подхода к своему будущему. На базе навигатора они смогут вплотную познакомиться с теми или иными профессиями, попробовать себя в деле, пообщаться с состоятельными специалистами, а самое главное — узнать, сколько они будут зарабатывать.

 Мы первыми реализуем этот проект в нашем городе и готовы работать со всеми регионами, которых заинтересует наша система,  добавил Александр Беглов.

Один из примером «наглядности» навигатора профессий является как раз детский технопарк, который откроется в 2020 году. Он будет создан на научной базе Президентского физико-математического лицея № 239.

 Над технопарком также работаем довольно давно, это прописано в дорожной карте по образованию одаренных детей, которая была разработана в рамках соглашения с Центром «Сириус»,  добавил Пратрусевич,  Сейчас осуществляется разработка проектно-сметной документации, ремонт помещения на Бакунина, 8. Мы уже поняли, какие дополнительные образовательные программы будем там реализовывать. Технопарк будет иметь уникальные составляющие, которых больше нигде нет  нано-технологии и микроэлектронику, а также большую составляющую по робототехнике. Санкт-Петербург - это столица образовательной робототехники, а наш лицей, в общем-то, флагман этого направления в Санкт-Петербурге. С 2012 года мы каждый год получаем золотую медаль на Международной олимпиаде по робототехнике, а сейчас мы выходим на новый уровень  андроидные роботы, летающие роботы, роботы с искусственным интеллектом, автономный футбол. Эти направления, а также направления, связанные с широким использованием искусственного интеллекта, нейросетей, машинного обучения - все будет в этом детском технопарке.

В технопарк также будут привлечены работодатели для того, чтобы дети получали не только навыки и знания в разработке, но и представляли, какой длинный путь проходит идея от зарождения до технологического воплощения, и умели этот путь пройти, сообщил спикер. 

Справка:

В Санкт-Петербурге на базе Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина прошло пленарное заседание в рамках десятого Международного образовательного форума «Современное образование: код эпохи». Форум проходил с 25 по 29 марта с участием иностранных делегатов из Австрии, Германии, Финляндии, Китая, Республики Беларусь и многих других стран, представители которых делились опытом и идеями друг с другом. В дискуссиях участвовали и первые лица России, такие как председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева, члены правительства Санкт-Петербурга, руководители региональных систем управления образованием, знаменитые педагоги и ученые с мировым именем.

Автор: Любовь Хмелевская
Материалы по теме: