Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Шаман и мистик Март Китаев и его театр – в ТЮЗе открылась выставка к юбилею знаменитого сценографа

22:03 26.03.2015 779
Санкт-Петербург, 26 марта. В ТЮЗе им. Брянц
Санкт-Петербург, 26 марта.

В ТЮЗе им. Брянцева открылась выставка к 90-летию одного из самых ярких и знаменитых театральных сценографов России Марта Китаева. «Март – художник не концепции, а души и сердца», – так НЕВСКИМ НОВОСТЯМ описал творческий метод именинника его коллега Михаил Платонов. Убедиться в достоверности этих слов не оставило труда – все, кто пришел поздравить изменника, отмечали необычайную теплоту сердца Марта Фроловича. Сам он на открытии выставки появиться не смог из-за болезни – но за него говорили его мастерские работы. На выставке представлены макеты некоторых спектаклей Китаева из запасников Александринского театра, Молодежного театра на Фонтанке и из частных рук. Например, эскиз «супер-занавеса» с трубящими ангелами и объемной розой ветров из постановки «Сирано де Бержерак» режиссера Игоря Горбачева, состоявшейся в 1987 году в стенах театра им. Пушкина (ныне Александринского). Оттуда же деревенский макет спектакля «Ивушка неплакучая» Ольшвангера. Очень примечателен халат Ноздрева из постановки «Похождения Чичикова, или Мертвые души» режиссера Шейко — пестрый и богатый из тяжелой ткани и одновременно слегка легкомысленный – он как будто прямиком из романа Гоголя. Михаил Платонов отметил, что описать принцип работы или ход мыслей гениального сценографа практически невозможно – это мистика и тайна, скрытая от глаз посторонних: «Это своеобразное шаманство и колдовство. Он настолько органично смешивает разные стили и всегда это у него получается абсолютно точно. Мне кажется, это война так повлияла, он же был разведчиком, у него много медалей. Война его накрыла сверху, как консервная банка, оставив внутри все детское и ироничное. А потом это проявилось в полной мере», – сказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ Михаил Платонов. На выставке есть эскиз костюма Гаврило Мигаева, которого в постановке «Таланты и поклонники» по пьесе Островского в театре им. Пушкина сыграл народный артист России Николай Мартон. Актер тоже посетил выставку и с большой теплотой вспоминал десятки спектаклей с его участием, которые оформлял Китаев. «Он всегда помогал актерам. Его доброта на нас влияла. Несмотря на то, что сценограф обычно общается с режиссером, все равно актер обращается к художнику по поводу костюма и мизансцен. Я задавал ему вопросы, если не понимал глубины замысла или какого-то момента, касающегося моей роли. Я обращался не только не режиссеру, но и к нему, – рассказал Николай Мартон НЕВСКИМ НОВОСТЯМ. – Особенно мне запомнился «Иванов» Чехова, я в этой пьесе играл Шабельского. И вот там было гениальное оформление. Вся сцена в паутине, а чеховские персонажи как будто были ею связаны и никак не могли выпутаться. Это уникальное создание атмосферы – ею прониклись и актеры, и зрители». С 1990 года Марат Фролович стал главным художником ТЮЗа, и за это время выпустил множество спектаклей, среди которых «Горе от ума», «Покойный бес», «Вредные советы». Несмотря на преклонный возраст, Китаев весьма активен и сегодня. Одной из последних его работ, сделанных буквально месяц назад, была классическая постановка Молодежного театра на Фонтанке «Касатка» в стенах Белгородского театра драмы. К слову сказать, Марат Фролович повредил при падении ногу и именно поэтому не смог присутствовать на вернисаже. Но со слов коллег, он бодр и хочет поскорее приступить к работе.   Читайте по теме: В ТЮЗе Брянцева 26 марта открывается выставка известного сценографа Марта Китаева

Новости партнеров: