Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Коллекторы могут получить доступ к телефонам должников

08.05.2019 20:59 12520
Представителями «Национальной ассоциации коллекторских агентств» было направлено в Госдуму письмо с просьбой предоставить организации доступ к телефонам должников. Эксперт НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ прокомментировал данное предложение.

В Госдуму поступило обращение от «Национальной ассоциации коллекторских агентств» (НАПКА), в котором представители саморегулируемой организации просят сделать открытыми телефоны должников из Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Коллекторы уверены, что таким образом проблема со звонками людям, которые не имеют никакого отношения к заему, будут решены. Как поясняют специалисты, иногда клиенты ошибочно или наоборот намеренно указывают не свои контактные данные в анкетах, в связи с чем звонки поступают третьим лицам.

Поправки коллекторы предлагают внести в законопроект о создании единой информационной системы проверки сведений об абоненте. Отметим, что в начале марта данный проект закона был принят в первом чтении. Он должен внести изменения в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Реализовать данный норматив поможет единая информационная система проверки сведений о клиенте. Доступ к системе будет у банков, операторов платежных систем и других организаций и подразумевает, что это позволит пресечь несанкционированное использование номеров.

Эксперты подтверждают, что проблема со звонками третьим лицам действительно часто возникает. В Федеральной службе судебных приставов (ФСПП), которая как раз и регулирует деятельность коллекторов, отметили, что жалобы на подобные звонки поступают, и коллекторы звонят людям с требованием вернуть долг, который они никогда не брали. Таким образом, граждане, не заключавшие никаких договоров, становятся жертвами назойливых звонков.

Некоторые эксперты критично отнеслись к инициативе, отметив, что это отразится на уровне защиты персональных данных, по этой причине документ планируется переработать ко второму чтению. Как отмечается в письме СРО НАПКА, задачи, озвученные в законопроекте, могут быть решены другим путем. Так, коллекторы предлагают законодательно закрепить возможность предоставления абонентом согласия на проверку данных о принадлежности абоненту телефонного номера. Это может быть осуществлено через оператора связи на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) посредством Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Данный вопрос прокомментировала Юлия Вишнякова, ведущий юрист ООО «Архипова и Партнеры». По ее мнению, предложенные «Национальной ассоциацией коллекторских агентств» поправки могут решить вопрос с нежелательными звонками или по крайней мере заметно сократить их количество.

«Кредитные долги, о которых идет речь, банки продают коллекторам вместе с кредитной историей и имеющимися контактами, по которым, надо полагать, сами банки не всегда могут дозвониться до своих должников. Безусловно, в этом случае, имея доступ к системе «ЕСИА», коллекторы смогут откорректировать информацию, полученную от банков. Важно также и то, что в таком порядке существующая  вероятность попадания звонков к третьим лицам, которая действительно имеет место быть при осуществлении коллекторами своей деятельности, будет если не сведена к минимуму, то значительно уменьшена», –  поделилась специалист.

Отметим, что по данным Федеральной службы судебных приставов, только в прошлом году было получено почти 22 тысячи обращений с жалобами на взыскателей, что на 33 % больше, чем в 2017 году. Обоснованными и аргументированными были признаны 1623 заявки – в два раза больше, чем годом ранее. Кроме того, 67 % из этих обращений касаются работы нелегальных коллекторов, которые находятся вне реестра.

Материалы по теме: