Свиная голова у МХТ и запрет Тангейзера: мнения театралов о режиссерской свободе разделились

03.04.2015 18:14 2329
Санкт-Петербург, 3 апреля. Еще не закончились события, имеющие отношение к скандалу вокруг постановки богохульной оперы «Тангейзер» в Новосибирске, ка
swinСанкт-Петербург, 3 апреля. Еще не закончились события, имеющие отношение к скандалу вокруг постановки богохульной оперы «Тангейзер» в Новосибирске, как разгорается новый. В Москве десяток участников «Божьей воли», ассоциируемой с активистом Дмитрием Энтео, отметились возле МХТ имени Чехова, оставив у входа в театр для худрука Олега Табакова свиную голову. По словам молодых людей, их чувства как верующих задел спектакль «Идеальный муж» Константина Богомолова. Меж тем, театральные деятели проявляют удивительную неоднородность во взглядах на подобные нападки на современное искусство. Марина Глуховская, режиссер театра и кино, лауреат областного фестиваля «Золотой Арлекин», номинант премии «Золотая маска», к примеру, считает, что «это недопустимое и совершенно уродливое явление в нашем обществе». «Мы живем в светском государстве и согласно Конституции РФ, а не по религиозным законам. Простите, но искусство вообще никому и ничего не должно. Оно включает в себя все – от шока до классики. И каждый художник сам решает, в каком направлении ему работать. Постановка задевает религиозные чувства? Так не смотрите ее. Иначе я вообще не понимаю логику», – говорит Глуховская. Виктор Григорьев, народный артист России, солист Саратовского академического театра оперы и балета, со своей стороны, заявил ИА «Взгляд-инфо», что «почему-то наши режиссеры, да и дирижеры считают, что они талантливее и грамотнее авторов произведения». «Почему они решили, что умнее автора? Видимо, им таланта не хватает для самовыражения в классическом варианте. Понимаю, им трудно, уже много разного рода постановок было. Естественно, если сравнивать бездарного режиссера и талантливого, то бездарный проиграет. Чтобы это не получилось, начинают выворачиваться наизнанку и делают черти что...Душа противится подобному издевательству над классикой. Так себя ощущаю не только я...А то, что верующие в суд обращаются, – так нет других способов защиты от подобного. Считаю, правильно делают, нужно с этим бороться. Возможно, одному из режиссеров нужно хорошо дать по башке, чтобы другие задумались на эту тему, – заявил артист. Римма Белякова, председатель регионального отделения Союза театральных деятелей России, педагог, профессор консерватории, народная артистка России также не понимает творческие методы Богомолова, который в «Братьях Карамазовых» сделал Екатерину и Грушеньку лесбиянками. «Когда на сцену несут такие провокационные вещи, что они хотят дать зрителю? Вседозволенность и распущенность? Я вообще против пошлости на сцене. Шок может быть разным. Если шок ради шока, тогда это совсем не искусство! К примеру, Мэрилин Монро на съемочной площадке читает монолог Грушеньки и срывает с себя одежду. Это оправданный шок. И я за оправданный шок, несущий смысл. Нужно делать так, чтобы затронуть глубинные струны души», – считает Белякова. 31 марта Владимир Кехман, возглавивший 31 марта Новосибирский театр оперы и балета, в первый рабочий день принял решение снять скандальный спектакль «Тангейзер» с репертуара. Ранее министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский своим приказом от 29 марта уволил директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, назначив на его место Кехмана. Причиной увольнения Мездрича стала опера Вагнера «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина, которая возмутило ряд лиц, представляющих собой православную общественность. Накануне приказа в Новосибирске 29 марта прошел «молебен против Тангейзера» с участием депутата Николая Валуева. Решение об увольнении Мездрича было вынужденным шагом, заявил замруководителя администрации президента России Магомедсалам Магомедов, подчеркнувший, что конфликт, связанный с постановкой оперы «Тангейзер», привел к противостоянию между светской и религиозной общественностью в Новосибирской области.
Новости партнеров: