Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Песах по-реформистски: как либеральные евреи исходили из Египта

16:12 04.04.2015 146
Санкт-Петербург, 4 апреля. Корреспондент информационного агентства НЕВСКИЕ НОВОСТИ, подобно любознательному Шурику из «Кавказской пленницы», пришел в

Санкт-Петербург, 4 апреля. Корреспондент информационного агентства НЕВСКИЕ НОВОСТИ, подобно любознательному Шурику из «Кавказской пленницы», пришел в Общину прогрессивного иудаизма в Петербурге, и увидел, как самые либеральные евреи-реформисты отмечают главный иудейский праздник Песах. Женщина-раввин Община прогрессивного иудаизма в Петербурге находится на берегу Невы, прямо напротив места, где некогда красовался крейсер «Аврора». Общину возглавляет раввин Елена Рубинштейн – первая русскоговорящая женщина, посвященная в раввины в Израиле. Это единственная на постсоветском пространстве еврейская община, возглавляемая раввином-женщиной. В день главного еврейского праздника Песах Елена не знает отдыха с самого утра – ей предстоит провести четырехчасовой праздник, увлекая рассказом об исходе евреев из Египта так, чтобы прихожанам было интересно — в этом проявляется черта реформистского иудаизма, выступающего за обновление религиозной традиции с 20-х годов XIX века, имеющего миллионы последователей по всему миру, давно признанного юридически, но не признаваемогоортодоксальным сообществом. Со слов Елены, быть женщиной-раввином ей не сложно, сложнее не обращать внимание на отношение собратьев по вере. – В своей общине я не начальник, я здесь живу вместе со своими друзьями. Вообще, в реформистском движении раввины — не начальники, они учителя. Раввин здесь может быть советчиком, но не указующим перстом, в отличие от ортодоксальных общин, где многие живут по слову раввина, который решает, кому жениться, кому разводиться. Ко мне может прийти человек, спросить, как с точки зрения иудаизма его проблема может быть решена, но окончательное решение принимает он сам. В этом принципиальное отличие. Мне трудно в том плане, что петербургское общество не осведомлено в вопросах иудаизма. На каком-то этапе часть местного сообщества восприняла версию Большой хоральной синагоги, которая очень отличается от нашей, в том, что такое иудаизм, а чем он не является. Человек, который уверен, что он все знает, не способен услышать другого. Поэтому с такими людьми мне трудно, при том, что последователей реформистского движения более двух миллионов по всему миру. И это одно из самых разветвленных течений иудаизма. Вообще, иудаизм никогда не был не реформистским, он всегда развивался и изменялся. Просто на определенном этапе ортодоксальные круги совершили самую большую реформу – они запретили всяческие реформы именно в борьбе с нашим течением. Лично я отношусь уважительно к любой неагрессивной форме иудаизма, но в спорах не участвую. С ортодоксальным иудаизмом у реформистов несколько основных отличий. Во-правых, равенство мужчин и женщин. – Мы считаем фарисейством рассказы о том, что женщине не нужно учиться, потому что она и так совершенна от природы. Это желание затушевать положение женщины в древнем мире, которое неприемлемо сегодня. Статус женщины в иудаизме столь же низок, как и в любой древней религии. На одном интервью, в котором я принимала участие, у раввина спросили, почему ортодоксальный мир так держится за запреты женщинам быть раввинами, читать Тору, ведь в самой Торе этого запрета нет. На что раввин ответил, что женщина сама этого не захочет. Конечно не захочет, когда ей с детских лет говорят, что если ты будешь читать Талмуд, наденешь кипу или поднимешься к Торе, у тебя родятся больные дети или ты будешь гореть в аду. Конечно она этого не захочет. У нас есть право выбора – быть тебе домохозяйкой или нет. Но ты должна знать, что ты имеешь право и на другое, – говорит Елена. Во-вторых – реформисты верят в то, что еврейский закон (галаха) должен меняться в ответ на изменение реалий современной жизни. В-третьих, отличие прослеживается в отношении к заповедям, в частности это касается кашрута — продуктов и вещей, дозволенных или нет с точки зрения кошерности. Например, реформисты не запрещают совмещать мясное с молочным. – Ортодоксальный мир говорит – ты не понимаешь смысла кашрута, но ты обязан делать, потому что так написано в Торе – когда-нибудь поймешь. А если не поймешь, все равно обязан, потому что так делали твои предки. Маца — всему голова Накануне Песаха храм и закрома всех верующих очищаются от зерновых, которые подверглись закваске, – такие продукты называются хамец. Делается это вечером 14 дня весеннего месяца нисана – хамец ищут при свете свечи, а затем сжигают или сбывают неиудеям. По преданию, еврейский народ так торопился покинуть свои дома в Египте, что времени на ожидание, пока взойдет тесто, совершенно не было, поэтому и получилось пресное тесто, из которого предки еврейского народа приготовили главное кушанье Песаха — мацу (опресноки). Тора поощряет в праздник есть пресный хлеб, и одновременно с этим употребление хамеца считает тяжким грехом. Уничтожение хамеца – целая церемония. В доме не должно остаться и намека на зерно, уничтожается даже посуда, неочищенная от него. Выходом из ситуации является продажа запретных продуктов неиудеям. Делается это вполне официально через бланк (который также можно оформить он-лайн) на имя главного раввина России, в котором подписавшийся позволяет духовному лидеру продать весь хамец в его доме с перечислением мест владений, где могут находиться следы запретного плода (веранда, погреб, шкаф, балкон). Елена Рубинштейн считает, что выбрасывать хлеб в Ленинграде, пережившем голодные дни блокады, было бы неуважительно. – В крупных торговых сетях Израиля всю зерновую продукцию накрывают пленкой и продают хамец неиудею за символическую сумму, а после праздника выкупают. В синагогах тоже продают, оформляют бланки. Это, конечно, фикция. Впрочем, такие фикции есть в любой религии. Лично в своем доме я все организовываю так, что к Песаху у меня не остается ни муки, ни хлеба, ни макарон. Мы подъедаем это к определенному дню. Это уже привычка, выработанная годами. Мацу нельзя готовить больше 18 минут – считается, что по истечении этого времени тесто начинает бродить. Все для детей Песах начинается с того, что все гости и члены общины усаживаются за праздничный стол. Праздник делится на 14 этапов, начиная с кадеша (освящения раввином праздника). В течение всей трапезы (седера) раввин зачитывает псалмы, гости поют их вместе с кантором, поэтапно проходя всю программу Песаха. Елена Рубинштейн называет Песах первым в мире мастер-классом, потому что вся многочасовая церемония вкушения яств со стола с определенными ритуальными манипуляциями и зачитыванием отрывков из Писания строго прописана и направлена на передачу традиций детям. – Это своеобразный обучающий спектакль, но каждый должен ощущать себя так, как будто он в этот момент исходит из Египта, потому что «египты» в нашей жизни не кончаются. Если мы сами не ощущаем, что исходим из Египта, наши дети не почувствуют суть и искренность этого праздника. Во время трапезы прихожане пользуются так называемой пасхальной Агадой – инструкцией, где прописан каждый шаг церемонии. На столе стоят символические яства, рассказывающие историю исхода из Египта – маца (символ свободы), горькие травы и тертый хрен (символы горечи рабства), яйцо и жареное мясо на косточке (символы древних пасхальных жертв), весенняя зелень (символ весны), яблочное пюре. Яйцо и мясо не принимаются в пищу, потому что являются символами жертв, которые сегодня уже не приносятся. Зеленую траву опускают в соленую воду, символизирующую Мертвое море. Пюре сделано из яблок, корицы и вина – его коричневый цвет символизирует глину, из которой сыны Израиля делали кирпичи во времена египетского рабства. На столе также стоят три мацы, накрытые салфеткой. Трактовок, почему их именно три, много – три вида евреев (коэны, левиты и израильтяне), символ разошедшегося Красного моря, когда евреи покидали Египет. В какой-то момент Елена берет среднюю из них, и разламывает на два неравных куска. Один из кусочков прячется, чтобы потом его искали дети. На протяжении всего праздника гости обязательно должны выпить четыре бокала вина, каждый из которых символизирует определенный этап исхода. Многочасовой праздник заканчивается нирцей, выражением надежды на то, что Всевышний примет седер.

Новости партнеров: