Ученым из СПбГУ удалось впервые в истории исследовать состав микробиомов инфузорий

16:52 10.08.2019 603
Биологи представили результаты исследования микробиома инфузорий-трубачей. Это одно из первых в мире исследований микробиомов одноклеточных эукариот, которое стало возможно благодаря метагеномному анализу.

Группа ученых из СПбГУ, Института клеточного и внутриклеточного симбиоза УрО РАН, университетов Пизы и Флоренции представила результаты исследования микробиома инфузорий-трубачей (Stentor coeruleus). Это одно из первых в мире исследований микробиомов одноклеточных эукариот, которое стало возможно благодаря метагеномному анализу. Об этом сообщает пресс-служба петербургского вуза.

Микробиом — это совокупность микроорганизмов, которые населяют общую экологическую нишу. Он существует как в лесу или водоемах, так и в людях, растениях и животных. В состав микробиома могут входить бактерии, археи и одноклеточные эукариоты — протисты и грибы.

В течение трех лет ученые анализировали два вида инфузорий: туфелек (Paramecium, или парамеций) и трубачей (Stentor, или стенторов).

«Исследования микробиомов человека и животных сейчас очень популярны, но микробиомы протистов только начинают изучать. Ранее вопрос о том, могут ли сами протисты обладать микробиомом, то есть выступать в качестве хозяев для сообщества прокариот, практически не затрагивался, поэтому наши результаты, по сути, формируют новое научное направление», — заявил руководитель исследования, профессор кафедры микробиологии СПбГУ, кандидат биологических наук Алексей Потехин.

Ученые выяснили, что состав микроорганизмов в среде обитания инфузорий всегда заметно отличается от совокупности бактерий, в значительном количестве обнаруживающихся в ассоциации с самими инфузориями. Таким образом, у них существует собственный микробиом.

Второй важный вывод, который сделали исследователи — микробиом стенторов отличается от микробиома парамеций, то есть, разные инфузории, даже выделенные из одного водоема, сосуществуют с разными бактериями.

Наконец, третье открытие — в микробиомах живут представители родов бактерий, в которых встречаются виды-комменсалы, оппортунисты и патогены человека и животных (например, MycobacteriumStreptococcus и Neisseria). Так, инфузории выступают в роли природного резервуара для бактерий, которые оказались вне предпочтительного для них многоклеточного хозяина.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, что средний балл поступивших в СПбГУ превысил исторический максимум и составил 92,49.