Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Об искусстве стрит-арта рассказали НЕВСКИМ НОВОСТЯМ участники арт-группы «Явь»

15.08.2019 10:19 640
В последнее время в Петербурге становится все более актуальным вопрос уличного искусства. Власти принимают решение бороться с граффити и рисунками на стенах домов, усердно закрашивая их. Однако это не останавливает художников. Одна часть жителей восхищается их работами, другая активно голосует против. Так что же такое уличное искусство — непризнанное художественное направление или дикий вандализм? Об этом НЕВСКИЕ НОВОСТИ поговорили с создателем арт-группы художников «Явь».

Уличное искусство — один из самых скандальных и оригинальных видов творчества. Особенно оно распространено в Петербурге, где на стенах домов и зданий можно увидеть много различных граффити и рисунков, поднимающих острые социальные и политические вопросы и поражающие мастерством их авторов. Арт-группа «Явь» давно прославилась своими работами не только в Петербурге, но уже даже и в других городах России. НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили поболтать с организатором и создателем арт-группы «Явь» Анастасией Владычкиной о том, как рождаются идеи их рисунков, возможно ли бороться с закраской в граффити в Петербурге, а также о новых художественных идеях, которые украсят наш город.

Почему ваша группа называется «Явь»? Связано ли это с тем, что вы выявляете социальные темы?

Я помню, что мы голосовали за лучший из предложенных вариантов, но я не помню, какие были еще идеи. Помню, что «Явь» всем понравилась, это название мы приняли единогласно. Явь  означает попытку объективного отражения реальности. Тогда у нас был больше социальный и политический уклон, мы вообщем не думали об искусстве. Нам важно было просто донести какие-то темы до общественности. В последний год мы начали изучать культуру стрит-арта и искусство вообще. Мы не оставили социальные и политические темы, но стали делать это более осознанно, как художники, а не активисты.

Как правильно назвать ваши работы? Граффити?

Нет. Если мы нарисовали что-то без согласования, за свой счет, сами выбрали дом, улицу, рисунок, то это стрит-арт. А все, что сделано на коммерческой основе или на фестивалях, где вам говорят  вот стена, рисуйте, все хорошо, то это относится к паблик-арту. Граффити  это теги, их мы не рисуем.

Как вообще возникла идея создать такую арт-группу?

Мы хотели высказывать свое мнение по различным вопросам либо задавать вопросы на волнующие темы. Мы не сразу пришли к тому, что можно рисовать на стенах или делать инсталляции. Первый год мы занимались таким бредом, что я даже не хочу это вспоминать (смеется). Потом мы нарисовали Милонова, где он под зонтом из радужных человечков. Этот рисунок всем зашел, про него стали писать многие СМИ. С тех пор мы стали рисовать.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

#явь ❤️ вас ????????????

A post shared by Арт-группа Явь ???? Art group Yav (@yav_zone) on

Это и была ваша первая работа?

Да, это наша отправная точка. Мы его создали осенью 2015 года на территории завода «Красный треугольник». Причем он просуществовал около четырех лет.

Сколько человек в вашей команде и как вы нашли друг друга?

Сейчас нас очень мало, всего два с половиной человека (смеется). Многие ребята приходят, понимают, что это не для них, и уходят. Но мы всегда открыты для желающих, всех ждем в нашу команду, рады любому, кто хочет пробовать работать с нами. Никакого отбора у нас нет.

Два с половиной человека? Это как?

Ну, один человек как бы помогает с некоторыми проектами, но в Явь не входит. У нас у всех есть еще основная работа, от которой пока не получается отказаться. Одна девочка вообще работает пятидневку с девяти утра и до шести вечера. Я тоже достаточно много времени посвящаю работе. Поэтому мы всегда рады новым людям.

Где вы учились рисовать? Есть ли у вас или у кого-то в команде художественное образование?

У меня вообще юридическое образование, я работаю юристом. Специально мы не учились рисовать стрит-арт. Мы все самоучки.

Вы пробовали бороться с закраской ваших работ?

Да, осенью прошлого года на круглом столе в Артмузе, который, кстати, проводили НЕВСКИЕ НОВОСТИ, мы общались с депутатами, представителями различных комитетов. Но, к сожалению, власть все равно не хочет допускать уличное творчество, ни капли не упрощается регламент.

Недавно были новости, что законодательное собрание решило легализовать граффити. Но это вообще не так. Они выпустили новый законопроект, где существует два абзаца о введении термина «уличное искусство», и что дальнейший регламент согласования работ в этой сфере устанавливается правительством. Ничего не изменилось. Проекты нужно согласовывать с КГА, помимо этого собрать соглашения со всех жителей дома и обязательное условие  рисунок должен иметь топонимическую связь с местом, где он будет нарисован. То есть многое невозможно нарисовать уже из-за этого критерия. Это все очень сложно и долго. У меня есть юридическое образование, и я еще как-то могу разобраться в юридических аспектах согласования. А если у художника нет знаний в этой области? То есть он должен потратить полгода времени, деньги на юристов, чтобы нарисовать бесплатный рисунок за свой счет? (смеется). Даже у крупных коммерческих организаций нет желания и времени заниматься всей этой работой.

Не обидно создавать рисунок, зная, что его все равно закрасят, вопрос лишь во времени?

Сначала было обидно. Мы были не привыкшие к этому. Наша первая реакция была  как? Закрасили? (смеется). А потом мы привыкли. Мы поняли, что тех, кто увидит наш рисунок вживую намного меньше, чем тех, кто прочитает или посмотрит на него в социальных сетях. То есть наша работа не уничтожается, она существует всегда: в картинках, репостах, в сохраненках. Недавно, например, журнал Forbes опубликовал статью и проиллюстрировал ее нашей работой, которую закрасили еще 2 года назад, то есть, Интернет дарит стрит-арту бессмертие.

Ваш новый рисунок  Евгений Онегин, это коммерческий и согласованный проект?

Да, это проект с ЦДС, они сами решали все вопросы. Изначально они открыли конкурс: мол, у нас есть свободная стена, хотим ее украсить, предлагайте свои варианты. Мы предложили два макета: Евгения Онегина и история Петербурга с 1703 года и по нынешнее время. У ЦДС было внутреннее голосование, они выбрали нас и макет Онегина. Никаких правок не вносилось, мы рисовали полностью то, что хотели.

Раньше вы не указывали адреса ваших рисунков. Сейчас, наоборот, в Instagram под каждым постом можно увидеть точные координаты. С чем это связано?

Мы не сообщали адреса с той целью, чтобы те, кому наши работы не нравятся, ничего не могли с ними сделать. Но прошлым летом мы пересмотрели эту точку зрения, и решили, что люди, которые хотят увидеть наши работы, должны знать, где они находятся, и не важно, сделает ли кто-либо что-то с ними.

В каких еще городах можно увидеть ваше творчество?

Недавно мы были в Великом Новгороде на фестивале паблик-арта. Там мы нарисовали Ярослава Мудрого. И вот только что мы вернулись из Москвы, с крупнейшего фестиваля паблик-арта «Морфогенез», там мы тоже оставили свой след. Также этой зимой, когда была тема с запретом публичных выступлений рэперов, нас это очень задело. Мы тогда находились в Москве и нарисовали работу «Я буду петь свою музыку» в защиту их творчества. Она даже, кажется, все еще существует.

Я знаю, что Евгения Онегина вы рисовали около трех недель. Сколько времени обычно занимает создание рисунка?

По-разному, зависит от сложности, размера, от опыта. В начале мы очень долго рисовали. Сейчас, конечно, рисунок занимает намного меньше времени. Если говорить о сложности, то трафаретный рисунок самый затратный по времени. Залить краской трафарет займет десять минут, а вот приклеить трафарет к стене займет два-три часа, распечатать, склеить и вырезать еще часов восемь. То есть предварительная подготовка иногда занимает больше времени, чем само рисование.

Есть ли определенное более удобное время для рисования? Например, ночью, пока никто не видит?

На самом деле нет. Если мы придумали идею, то мы назначаем дату, когда ее нужно осуществить и все подготавливаем к этому времени. И со временем мы поняли, что днем рисовать безопаснее, днем на создание стрит-арта обращают меньше внимания, чем ночью.

Хорошо, а если говорить о времени года? Зимой тоже рисуете?

Есть художники, которые говорят, что зимой сезон закрыт, а весной или летом открыт, на мой взгляд, это лицемерие и боязнь трудностей. Мы не можем откладывать идеи, которые хотим сделать здесь и сейчас из-за того, что холодно или дождь. В Москве зимой мы рисовали при температуре -5 градусов и сильном ветре, у меня опухли пальцы от холода, но это нас не остановило. Был у нас стрит-арт и в -30, каждые 10 минут мы бегали греться, это был кошмар, но мы все сделали.

Есть ли идеи новых рисунков?

У нас сейчас очень много планов и идей, в ближайший месяц будет сделано несколько особо значимых для нас работ.

Автор: Карина Азоян
Материалы по теме: