Воскресенье, 22 мая 2022

11

Санкт-Петербург

Кузнечный цех бывшего завода «Новый Лесснер» признали памятником регионального значения

В настоящее время здание бывшего кузнечного цеха используется под административные цели. Его ценность обусловлена сохранностью большинства подлинных конструктивных элементов, включая бетонный каркас, кирпичное заполнение, бетонные своды и лестницу. В здании также сохранились подлинные оконные заполнения с мелкой расстекловкой.

В середине XIX века немецкий купец I гильдии Густав Лесснер получил разрешение от императора Николая I на постройку ткацкой фабрики и фабрики плавильных печей. В первые годы в мастерских изготавливались кузнечные горны, ремонтировались кареты и телеги. В конце XIX века завод производил паровые машины с золотниковым и клапанным парораспределением, паровые молоты, насосы, подъемные краны и другое.

В 1898 году был основан второй механический завод братьев Лесснер, который получил название «Чугунолитейный и котельный завод акционерного общества Г.А. Лесснер». Он занимал участок Выборгской стороны в квартале между набережной Большой Невки, Батениным переулком и Большим Сампсониевским проспектом. Там изготавливали паровые машины и котлы, водотурбинные котлы, насосы и прессы. В начале 1900-х годов завод начал терпеть убытки, после чего его перепрофилировали в производство газогенераторов и новейших автомобильных двигателей.

В годы русско-японской войны завод получал большие государственные военные заказы, а после войны — заказы по восстановлению флота. К 1909 году завод начал выпускать первые отечественные автомобили (легковые, почтовые, пожарные). С 1909 года начались заказы на мины и артиллерийское оборудование. В 1918 году завод был национализирован.

Здание нового кузнечного цеха было построено в 1928 году по проекту архитектора Льва Шишко. Единственное историческое здание комплекса, расположенное в центре заводского квартала, представляет собой пример реализации строительных приемов и технологий первой трети XX века.