Губернатор Георгий Полтавченко выступил сегодня с ежегодным отчетом о деятельности городского правительства перед Законодательным Собранием Санкт-Петербурга

08.04.2015 16:09 125
Уважаемый Вячеслав Серафимович!Уважаемые депутаты!Уважаемые петербуржцы!Представляю ежегодный отчет о деятельности Правительства и Губернатора Санкт-П

Уважаемый Вячеслав Серафимович!

Уважаемые депутаты!

Уважаемые петербуржцы!

Представляю ежегодный отчет о деятельности Правительства и Губернатора Санкт-Петербурга за 2014 год. Этот год принес нам новые вызовы, на которые Петербург ответил оперативно и достойно. Под жестким давлением западных санкций, с учетом потрясений на нефтяном и валютном рынках, наш город показал результат, наилучший из возможных. И так считаю не только я. Ведущие экономисты страны оценивают положение дел в Петербурге как более устойчивое, чем у большинства регионов России.

Мы входим в тройку лучших по объему доходов бюджета и находимся в группе лидеров по темпам роста налоговых и неналоговых доходов. Петербург – один из немногих субъектов Российской Федерации, где реальные доходы населения в 2014 году не снизились, а, напротив, выросли на 2,9%. Средняя номинальная заработная плата в нашем городе увеличилась почти на 11% и составила 40 660 рублей.

Решающую роль здесь сыграло выполнение майских указов Президента по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы. Город решил эту задачу собственными силами, не влезая в долги. Больше того, за счет получения сверхплановых доходов бюджета государственный долг Санкт-Петербурга удалось существенно сократить. На 1 января 2015 года он составлял всего лишь 3,7% от общего объема доходов города. Сегодня у многих регионов России первый пункт антикризисной программы – замена обязательств перед коммерческими банками на более дешевые кредиты. А Петербург избавлен от необходимости тушить долговой «пожар». Не теряя времени, мы сразу сосредоточились на разработке и реализации конкретных мер по форсированному развитию экономики.

В очередной раз можно констатировать, что курс, взятый Правительством Петербурга три с половиной года назад, полностью себя оправдал. Мы не могли заглянуть за горизонт, когда отказывались от дорогостоящих и неочевидно выгодных для города и горожан проектов в пользу выполнения социальных обязательств. Но наша логика управления уберегла город от финансовых проблем. Сейчас, в условиях острой нехватки денежных ресурсов внутри России, мы бы с высокой вероятностью получили недостроенные объекты, неподъемные выплаты по валютным кредитам и потерю доверия со стороны инвесторов. А наша политика позволила спокойно продолжать работу по развитию города и завершению уже реализуемых проектов.

Закончена модернизации аэропорта «Пулково». Он превратился в один из крупнейших аэровокзалов России. Санкт-Петербург получил современный выставочный комплекс «Экспофорум» и теперь может приглашать на конгрессы по 10 тысяч гостей одновременно. Введено рекордное количество жилья – 3 млн 262 тысяч квадратных метров. Это также один из лучших результатов по стране. На финишную прямую вышло строительство футбольного стадиона на Крестовском острове – всего за год там выполнено 60% работ, предусмотренных сметой. В рамках сотрудничества с «Газпромом» мы полностью завершили масштабную реконструкцию теплового хозяйства Адмиралтейского и Центрального районов. В общей сложности технически перевооружены 88 котельных и тепловых пунктов, переложены 135 км внутриквартальных сетей. Город обновил систему водозабора и водоснабжения и впервые добился стопроцентной очистки воды на выходе из водопроводных станций.

Стабильность Петербурга в 2014 году подтверждает и рост валового регионального продукта на полтора процента. Данные предварительные, но результат вновь существенно выше общероссийского. Оборот петербургских организаций составил 109,5%. Активно развивались отрасли здравоохранения, образования, транспорта и связи. Наш город удивил многих в России 6-процентным увеличением экспорта. Причем главный прирост пришелся на страны дальнего зарубежья.

Устойчивость петербургской экономики в отчетном периоде не смогло поколебать даже сокращение индекса промышленного производства на 8,2%, зафиксированное Петростатом. При этом остальные индикаторы не показали, что наша промышленность настолько заметно сбавила обороты. Предприятия увеличили объем отгрузки продукции на 7,5%, численность занятых в петербургской промышленности сохранилась на уровне предыдущего года, а среднемесячная заработная плата выросла почти на 10%.

Депутатов фракции ЛДПР интересуют причины отрицательной динамики индекса промышленного производства. Сообщаю, что уже в январе ситуацию изучила специально созданная нами рабочая группа под руководством академика Аганбегяна. Эксперты пришли к выводу, что за вычетом нефтепродуктов, которые имеют большой удельный вес в нашей промышленности, но физически здесь не выпускаются, реально работающие петербургские предприятия сократили объемы производства примерно на 3%. Связано это со структурными особенностями городской промышленности.

Во-первых, столпы нашей индустрии традиционно работают по крупным заказам с длительным циклом изготовления. Как только в прошлом году завершилась модернизация Саяно-Шушенской ГЭС, в городе сразу снизилось производство турбин.

Во-вторых, падение покупательской активности потянуло вниз отрасли, ориентированные на внутренний спрос и лучше других развивавшиеся именно в Петербурге. Так, производство транспортных средств и оборудования у нас исчисляется, главным образом, по работе автомобильного кластера. А показатели пищевой промышленности очень сильно зависят от производства алкоголя, пива и табака. В итоге у нас эти отрасли в 2014 году ушли в «минус». А в среднем по стране выросли, потому что в российских регионах динамику этих отраслей определяют предприятия с другой номенклатурой товаров. Они выпускают не автомобили и не пиво и свое производство в 2014 году не сокращали.

Третья, главная для нас, причина – низкие темпы структурных преобразований. Петербургу необходимо активизировать обновление производственных фондов, модернизацию старых и запуск новых производств. В принципе, кое-что к лучшему нам изменить удалось. Во время кризиса 2008/2009 годов индекс промпроизводства в городе обвалился на 20 с лишним процентов. Сейчас падение не такое глубокое. Есть отрасли, серьезно набравшие обороты за прошлый год: например, 110,6% в производстве машин и оборудования или почти 110,5% в производстве неметаллических минеральных продуктов.

К сожалению, все эти прибавки в сумме не сумели компенсировать общие потери городской промышленности. Но позитивных трендов все больше и больше. Заработала новая площадка завода «Климов». Суперсовременные цеха на Обуховском заводе открыл концерн «Алмаз-Антей». Сразу пять высокотехнологичных линий запущены в рамках фармкластера. Повысили локализацию и расширили свой ассортимент концерны «Тойота» и «Ниссан». В Петродворце новый завод «Тенсар» освоил выпуск инновационных строительных материалов. Уверенно чувствует себя оборонный комплекс. При активной поддержке правительства города за два последних года он удвоил объем государственного заказа.

По просьбе фракции «Единая Россия» уточняю, что в общей сложности с 2011 года в обрабатывающих производствах Петербурга введено более 60 новых мощностей. Причем если раньше в обрабатывающей промышленности оборот организаций снижался, то по итогам 2014-го он увеличился сразу на 7,3%. Сказались наши усилия по привлечению инвестиций.

Недавно коллеги из Петростата, хоть и с большим опозданием, признали, что в 2013 году инвестиции в основной капитал Петербурга выросли не на 3 десятых процента, а сразу на 27,4%. Это абсолютный рекорд за всю историю города, включая так называемые «тучные годы». И это один из лучших результатов по 2013-му году в России. Что еще важнее, в прошлом году, когда в целом по стране инвестиции сокращались, мы сумели еще чуть-чуть прибавить и закрепиться на новом уровне. Впервые за один год в основной капитал петербургских предприятий было вложено более 500 млрд рублей.

Это реальный вклад в завтрашний день Петербурга. Деньги инвесторов станут заделом для ввода новых производственных мощностей и строительства зданий в социально-бытовой сфере. Кстати, по данным независимых экспертов, в 2014 году объем строительства и реконструкции производственных площадей в Петербурге увеличился на 31,6% по сравнению с 2013-м годом и составил 465 тысяч квадратных метров. Из них почти 400 тысяч – новые площади. Теперь задача города – добиться, чтобы все производства открылись там как можно скорее.

Уверен, мы это сделаем, поскольку мы не сворачиваем с намеченного пути. У города есть долгосрочные ориентиры, заданные Стратегией-2030. Темпы движения или тактика наших действий могут меняться. Но главное направление останется неизменным. Наши приоритеты базируются на реальных и неотменяемых конкурентных преимуществах Петербурга. Главные из которых – непревзойденный человеческий капитал и самая большая в России доля «экономики знаний» в структуре ВРП.

Принятие Стратегии-2030 я считаю важнейшим событием 2014 года. Работая над ней, мы лучше других подготовились к трудным временам. Любая стратегия, как известно, учит не максимизировать результат, а оптимизировать, в первую очередь, ресурс. Вот и мы в процессе подготовки еще больше сосредоточились на бережном отношении к бюджету, сокращении издержек, взвешенном и аккуратном подходе ко всем решениям. А именно такие задачи ставит сегодня перед регионами Президент России Владимир Владимирович Путин.

Детальное и честное обсуждение Стратегии сформировало в петербургском обществе и бизнес-кругах позитивные ожидания, без чего не рождается предпринимательская инициатива. Сам факт утверждения Стратегии стал поворотным пунктом для перехода к программно-целевому принципу бюджетного планирования и созданию новой системы управления развитием города на основе 17 государственных программ Санкт-Петербурга.

Наконец, Стратегия-2030 помогла нам окончательно понять и сформулировать суть последовательно проводимой нами политики. Стратегия, с одной стороны, опирается на глубокие трехсотлетние традиции успехов в промышленности и науке. Тем самым она обращена к нашим истокам, к первым верфям Петра, к памяти об изобретателях радио и телевидения, к заслуженной славе Петербурга – не только самого красивого, но и самого умного города России. И эта глубина является источником огромной силы.

С другой стороны, Стратегия содержит творческое начало, «обращение к грядущему, к неведомой дали». Подобное сочетание консервативной глубины и творческой динамики философ Николай Бердяев называл «творческим», или «прогрессивным консерватизмом». И, кстати, считал его секретом гениальности Пушкина, Гоголя и Достоевского.

Я убежден, что «прогрессивным консерватором» в глубине души является каждый настоящий петербуржец. По-другому, наверное, и быть не может в городе, чей облик дышит «благородством освященной старины», а душа открыта всему новому и передовому. Именно здесь следует искать корни социальной стабильности Петербурга последних лет.

Теперь, чтобы сохранить доверие между властью и обществом, мы должны удержать социальные рубежи, на которые мы вместе с вами, уважаемые депутаты, вывели город. Не зря различные исследователи отводят Петербургу ведущие позиции в рейтингах социального развития. У нас третий год подряд продолжается естественный прирост населения. Уровень младенческой смертности традиционно остается одним из самых низких в стране, а в прошлом году он снизился до 4,3 на тысячу новорожденных. Город вышел на первое место в России по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи в расчете на 100 тысяч населения.

В апреле 2013-го я сообщил с этой трибуны, что у нас впервые осталось меньше 100 тысяч коммунальных квартир. После этого мы расширили доступ к целевым жилищным программам Санкт-Петербурга. И два года подряд удерживали количество участников на рекордном уровне – 17 тысяч семей. Результатом стал новый качественный сдвиг. К 1 января впервые за много десятилетий очередников в наших коммуналках осталось меньше 100 тысяч семей. Я согласен с депутатами «Единой России»: в непростые времена будет справедливо сосредоточиться на улучшении жизни именно очередников, а не на расселении всех коммунальных квартир подряд. Такое решение уже готовится правительством города.

Социальные выплаты в Санкт-Петербурге в 2014 году превысили 33 млрд 263 млн рублей. В текущем году мы поднимем планку еще выше – до 36 млрд 890 млн. Это почти в три раза больше, чем мог себе позволить город в кризисном 2009-м. Проиндексированы все выплаты социального характера, многие увеличены с опережением инфляции. Расширены категории получателей льгот.

С 1 января установлены дополнительные меры социальной поддержки. Введены ежемесячные выплаты детям войны, а также достигшим пенсионного возраста кавалерам ордена «Родительская слава». Более чем в два раза увеличено ежемесячное пособие инвалидам детства I группы. Обманутые дольщики, лишившиеся единственного жилья, начали получать от города ежемесячную компенсацию платы за поднаем.

В прошлом году, к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, единовременную выплату из бюджета города получили более 192 тысяч петербургских ветеранов. Единовременную выплату к 70-летию Великой Победы в этом году получат почти полмиллиона наших ветеранов Великой Отечественной и детей войны.

Фракция «Справедливая Россия» спрашивает, какие меры социальной поддержки будут изменены в 2015 году. Все взятые на себя обязательства город выполнит в полном объеме. При этом мы обязаны повысить адресность оказываемой помощи. Получать ее должны те, кто действительно нуждается, и, прежде всего, петербуржцы. С этой целью мы предлагаем, в частности, увязать поддержку студенческим семьям с размером их дохода, а также выплачивать социальное пособие малоимущим семьям с детьми только на основе социального контракта при условии их проживания или законного пребывания в Петербурге. Соответствующий законопроект уже внесен в Законодательное Собрание.

Перераспределение средств внутри социального блока позволит в ходе предстоящих корректировок бюджета направить дополнительно 151 млн рублей на предоставление ежемесячной денежной выплаты петербургским семьям при рождении третьего или последующих детей. А также увеличить на 110 млн рублей субсидии домам-интернатам для престарелых и инвалидов. Сразу отвечу на другой вопрос «Справедливой России» о подчиненности детских домов, центров для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением правительства города эти учреждения будут переданы в ведение Комитета по социальной политике.

Считаю наш подход к социальным расходам абсолютно справедливым и рассчитываю на поддержку депутатов. Не сомневаюсь, что будет принят и пакет бюджетных поправок, необходимых для реализации Программы обеспечения устойчивости экономического и социального развития Петербурга. Большая часть из них готовилась уже после согласования весенних корректировок с распорядителями бюджета. Поэтому они будет внесены от моего имени ко второму чтению. В противном случае пришлось бы первое чтение откладывать на май. А такое промедление сегодня категорически неприемлемо.

Люди ждут от нас быстрых, решительных и конкретных действий. Петербуржцы хотят знать, как поступит власть в непростой ситуации. Поэтому я хотел бы подробнее остановиться на том, что мы делаем и что собираемся делать дальше.

Уважаемые депутаты! Принятая правительством города Программа первоочередных мероприятий на 2015 год базируется на положениях стабилизационного Плана Правительства России. Она создавалась по рекомендациям Минэкономразвития в сжатые сроки, установленные федеральным центром. Тем не менее, мы успели состыковать ее со Стратегией-2030, а также получить и применить рекомендации ведущих ученых страны, входящих в Экономический совет Санкт-Петербурга. Был проанализирован и опыт управления городом в 2009 году, о чем меня спрашивают депутаты «Единой России».

Часть наработок шестилетней давности взята на вооружение. Но в прошлый раз Петербургу, как и всей стране, нужно было лишь продержаться, пока не утихнет мировая финансовая буря. Сейчас пересидеть не получится. Мы имеем дело с политически мотивированным и нарастающим давлением на наше государство и его экономику. Надеяться нам не на кого, кроме самих себя. Да и не годится нашему великому городу ждать у моря погоды. У Санкт-Петербурга есть все шансы через полтора-два года «рвануть» сильнее всех в России. На это нацелена наша Программа и детальный План-график по ее выполнению.

Оба документа опубликованы на нашем официальном сайте. Их содержание вам хорошо известно. Не повторяясь и не ограничиваясь их рамками, я хотел бы акцентировать внимание на ключевых задачах города.

Первое. Необходимо в сжатые сроки сконцентрировать ресурсы города и усилия Правительства на поддержке стратегически важных отраслей и предприятий. Тех, от кого зависит стабильность социально-экономической ситуации сегодня, а также тех, чьи успехи в экономике позволят нам и завтра успешно решать все социальные задачи. Сразу хочу предупредить, что субъективный момент, вкусовщина и кумовство, исключены. Уже подготовлены строгие критерии для включения отраслей в перечень приоритетных для города, а предприятий – в перечень системообразующих.

Итоги этой работы получили высокую оценку членов Экономического совета Санкт-Петербурга. У отраслей в расчет будут приниматься стратегический статус, признанный либо на федеральном уровне, либо нашей Стратегией-2030, их роль в жизнеобеспечении Петербурга, способность производить добавленную стоимость, инновационный, кадровый и научный потенциал, а также перспективы по импортозамещению и экспорту. Предприятие для попадания в перечень должно иметь заметную долю в бюджете города – не менее 0,1% от общей суммы зачисленных поступлений. Кроме того, требуется среднесписочная занятость – не менее 500 человек, средняя зарплата – не меньше номинальной начисленной среднемесячной по Санкт-Петербургу за 2014 год, и более 1 млрд рублей инвестиций в основной капитал за последние три года. Здесь также учитывается экспортная деятельность, участие или возможность участия в цепочках импортозамещения.

Я подчеркиваю, это будут именно наши, петербургские перечни. По просьбе фракций «Единая Россия» и ЛДПР разъясняю, что создание преференций на уровне города не исключает нашу помощь тем же отраслям и хозяйствующим субъектам в получении адресной федеральной поддержки. И наоборот. Сейчас, например, мы добиваемся от Минэкономразвития РФ расширения федерального перечня наиболее важных предприятий и включения в него ЦКБ «Рубин», Крыловского государственного научного центра, Ижорских заводов и других работающих в Петербурге «национальных чемпионов».

Вторая ключевая задача – выйти на качественно новый уровень координации с федеральным центром. Сегодня у России есть национальные интересы, локализованные в нашем городе как ведущем научном и промышленном центре страны. Мы понимаем, что за ними должно стоять серьезное федеральное финансирование. Проще говоря, у государства есть объективная потребность – у нашего города есть возможности. А также лучшие на сегодняшний день стартовые позиции благодаря устойчивому экономическому и финансовому положению. Вместе получается исключительно перспективная для Петербурга конфигурация факторов. Наличие в правительстве города людей с опытом работы на федеральном уровне дает нам дополнительные преимущества.

Еще в прошлом году город заключил соглашение с Минсельхозом, согласно которому петербургский агропром получил субсидии на развитие племенного животноводства, продажу молока и уплату процентов по кредитам. В январе подписано соглашение с Минпродторгом, призванное активнее решать вопросы финансовой поддержки предприятий и координировать планы по размещению в Петербурге новых производственных мощностей. Подготовлен проект соглашения с государственной корпорацией «Ростех». Она поможет нашей «оборонке» и другим отраслям в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции.

Плотное сотрудничество с федеральным центром у нас было и раньше. Но сегодня его необходимо существенно активизировать. Пока росла собственная база доходов городского бюджета, мы могли работать спокойно и наблюдать, как другие регионы встраиваются в федеральные программы и привлекают федеральные средства. Теперь мы себе такой роскоши позволить не можем.

По моему поручению, Комитет по экономическому развитию и стратегическому планированию уточнил, на какие дополнительные федеральные деньги может претендовать Санкт-Петербург при выполнении определенных условий. С учетом того, что Правительство РФ в последние месяцы значительно расширило виды и объемы выплат регионам, речь идет о весьма существенных финансовых ресурсах. В ближайшее время комитеты получат необходимые рекомендации. Предупреждаю, отказ от участия в соответствующих федеральных конкурсах будет расцениваться как саботаж. Петербург по многим направлениям занимает передовые позиции в стране. И всё, что требуется от органов власти, – это грамотно составить заявку и своевременно по ней отчитаться.

Третья ключевая задача – стимулирование внутренних инвестиций. Здесь мы тоже не стали, как в 2009 году, ограничиваться традиционными мерами, такими как компенсация предприятиям части затрат на приобретение техники в лизинг. Понимая серьезность ситуации, мы уже к осени прошлого года первыми в России подготовили пакет стабилизационных льгот для крупного и среднего бизнеса. Для тех, кто пополняет основные фонды, вкладывает средства в модернизацию производства, покупает новое оборудование, создает высокотехнологичные рабочие места и обеспечивает высокую заработную плату.

Полгода назад кое-кто сомневался в своевременности такого шага. Сегодня стало очевидно, что с вашей помощью, уважаемые депутаты, мы не просто не ошиблись, а кое-что предугадали. Бизнес получил от власти города очередной позитивный сигнал. По итогам года доля частных инвестиций увеличилась на 4%. В январе-феврале 2015 года инвестиции в основной капитал крупных предприятий Петербурга выросли в 1,5 раза. За тот же период сальдо созданных и прекративших деятельность юридических лиц увеличилось в городе в полтора раза по сравнению с первыми месяцами 2014 года.

Четвертая ключевая задача – снизить издержки на ведение бизнеса. Это не концентрация ресурсов на «направлениях главного удара» и не поддержка тех, кто готов развиваться самостоятельно, а комплекс мер, которые помогут всем остальным, так сказать, «удержаться на плаву». Прежде всего, малым предприятиям. О поддержке малого бизнеса есть много вопросов у фракции «Единая Россия».

В ближайшее время город объявит «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных предприятий и сократит количество контрольно-надзорных процедур для добросовестного бизнеса. С 1 января 2015 года в Петербурге с 10 до 7 процентов снижена ставка для субъектов малого предпринимательства, которые применяют упрощенную систему налогообложения «доходы минус расходы». Мы отказались вводить в 2015 году торговый сбор, грозивший большими неприятностями мелкой рознице, а также избавили малый бизнес от исчисления налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов. В 2015 году такой порядок расчета применяется только для торгово-развлекательных комплексов площадью свыше 3 тысяч квадратных метров.

Удалось почти полностью сохранить схему нестационарных торговых объектов. В упрощенном порядке с начала года продлены более 1 600 договоров на их размещение с добросовестными арендаторами, а также 453 договора аренды соответствующих земельных участков. Как вы уже знаете, с 1 апреля вступил в силу мораторий на увеличение действующих ставок арендной платы за имущество, находящееся в собственности Петербурга. На вопрос фракции КПРФ отвечаю, что согласен увеличить рассрочку по оплате выкупаемого государственного имущества с 3 лет до 5 и уже поддержал соответствующий законопроект депутата этой фракции.

Мы видим, что наши последовательные шаги навстречу малому бизнесу дают ощутимые результаты. По итогам 2014 года количество малых и микропредприятий в городе увеличилось на 13 тысяч, число индивидуальных предпринимателей – на 3 700. Темпы роста поступлений налоговых доходов от субъектов малого и среднего бизнеса к середине марта 2015 года составляли 107,3% к аналогичному периоду прошлого года.

Отдельно хочу сказать о мерах по стабилизации строительной отрасли. Эту задачу, пятую по счету, можно считать задачей повышенной сложности. От строительства зависит не только завтрашний день города, но и нынешнее состояние экономики. В 2014 году с учетом мультипликативного эффекта отрасль привлекла в основные фонды Петербурга порядка 400 млрд рублей. Впервые в постсоветской истории города Комитет по строительству исполнил свои бюджетные назначения на 84%. Введены в эксплуатацию 177 объектов коммунального и транспортного строительства, 28 объектов здравоохранения, физической культуры и спорта, 18 объектов образования, в том числе 13 детских садов. Суммарный ввод жилых и нежилых объектов в Петербурге составил 6,3 млн квадратных метров.

Сохранить такие объемы в текущем году вряд ли получится. Участникам рынка нужно время, чтобы привыкнуть к новым ценам на стройматериалы, все хорошенько просчитать и перестроить механизмы финансирования. В соответствии с нашим Планом-графиком более чем 80-ти инвестпроектам уже продлены сроки реализации с назначением минимально возможных штрафов. Все это объекты, способные в скором времени пополнять налогами городскую казну: производственные мощности, гостиницы, паркинги, предприятия досуга и торговли.

Следующий шаг навстречу строителям – резкое упрощение процедуры согласования проектов. Две недели назад Правительство Петербурга утвердило новое Положение о порядке взаимодействия органов власти при подготовке документации по планированию территорий. Общий срок согласования уменьшится с 2-3 лет до одного года, а после внедрения электронного документооборота – до 190 дней.

Чтобы стабилизировать рынок жилищного строительства, важно помочь застройщикам сохранить доверие покупателей. Правительство города вместе с «Объединением строителей Санкт-Петербурга» и Союзом строительных объединений и организаций подготовили соглашение об основных принципах добросовестной работы. Недавно его подписали руководители крупнейших строительных концернов Петербурга. Присоединиться может любой, кто готов трудиться по 214-му федеральному закону, обеспечивать свои обязательства по передаче жилых помещений участникам долевого строительства, гарантировать качество работ и прозрачность своей деятельности. Я считаю, что это хорошая гарантия от различных «серых схем» и обмана петербуржцев.

Депутаты от «Единой России» спрашивают о перспективах строительства за счет города жилья для очередников. Мы рассматриваем его как важнейшую стабилизационную меру для отрасли. Скоро будут готовы нескольких домов в Невском районе общей площадью около 300 тыс. кв. м. На будущее мы зарезервировали участки с минимальными затратами на инфраструктуру в Выборгском, Колпинском и Пушкинском районах. Нехватка у застройщиков собственных средств, дороговизна кредитов и падение спроса гарантируют высокую конкуренцию. Значит, за те же деньги город сможет построить больше и лучше.

Шестая ключевая задача, непосредственно связанная со стройкой, – ранжирование всех инвестиционных проектов. Прежде всего, мы должны правильно распределить силы и средства между стройками с участием городского бюджета. Затем выявить и поддержать проекты, имеющие конечного заказчика либо способные уже в недалеком будущем решить стратегические для города задачи.

Из бюджетных проектов наивысший приоритет автоматически получат те, по которым есть контрактные обязательства города либо обязательства, установленные федеральным центром. Плюс все объекты со степенью готовности 70% и выше. При ранжировании остальных будут учитываться потребность конкретного района и микрорайона в социальной инфраструктуре, возможность привлечения федерального или частного софинансирования, а также перспективы увеличения налоговых поступлений в бюджет Петербурга через 1-3 года.

Что касается инвестиционных проектов, на первый взгляд не имеющих отношения к бюджету... Я считаю, что трудные времена – не повод второй раз наступать на те же грабли, на которые Петербург уже наступал в прошлом десятилетии. Худшее, что может сейчас сделать город, – опять начать одобрять всё, чего изволит инвестор, и нахватать обязательств по строительству инженерных сетей и дорог еще на два годовых бюджета.

От долгосрочных интересов Петербурга и петербуржцев мы отступать не собираемся. Так что советую девелоперам сразу задуматься о разумной кооперации с городом в тех или иных формах государственно-частного партнерства. Либо – искать новых партнеров и объединять усилия. Денег сегодня нет ни у кого. Трудно построить отдельно фабрику, отдельно жилой квартал, отдельно платную дорогу. Поэтому имеет смысл сосредоточиться на комплексном развитии нескольких территорий, чтобы там было и где жить, и где работать, и как добраться, и где провести свободное время.

Пока из обсуждаемых инвестиционных предложений к этому ближе всего город-спутник Южный, проект развития территории Большого порта Санкт-Петербурга и проект развития портовой зоны Бронка. Два последних способны решать стратегические задачи – выводить грузовые потоки, создавать новые рабочие места, запустить редевелопмент исторических территорий и повысить качество жизни людей вокруг зон развития.

Седьмая ключевая задача – сокращение издержек и повышение эффективности бюджетных расходов. В прошлом году, я считаю, за эту работу правительство заслужило твердую «четверку». Уточненный бюджет был исполнен на 2,4% лучше, чем в 2013 году. Рекордные 4 млрд рублей получены от использования временно свободных средств. Установлен контроль Комитета финансов за кредитованием и долговыми обязательствами всех государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга. Мы законодательно запретили включать в Адресную инвестиционную программу объекты без утвержденных проектов планировки территории и без сформированного земельного участка. По итогам года фактическое освоение АИП увеличилось на 16,6 млрд рублей и более равномерно распределилось по месяцам. Хочу поправить коллег из «Справедливой России», город исполнил АИП не на 76%, а на 80% от плановых объемов. Хотя я согласен, что сейчас финансовые ресурсы должны использоваться еще эффективнее. И даже 90% – не предел для Петербурга.

В прошлом году стали заметны усилия города по улучшению использования имущества. Освобождаются объекты, которые эксплуатировали собственность Петербурга, но при этом десятками лет не администрировались должным образом. За год от незаконного бизнеса освобождены 810 земельных участков и помещений – почти столько же, сколько за три предыдущих года. В частности, к настоящему моменту Полежаевский парк освобожден от незаконных автостоянок, возмущавших петербуржцев и депутатов фракции «Единая Россия». Борьба со стихийной парковкой на этой территории продолжается.

Поступления в бюджет Петербурга от использования городского имущества в 2014 году увеличились на треть и составили 28,6 млрд рублей. Однако трудности в экономике заставляют нас думать, как еще грамотнее использовать возможности и ресурсы города. Начнем мы с себя. Как вы знаете, я на 10% сократил фонд оплаты труда в органах государственной власти. При весенней корректировке бюджета будут перераспределены расходы из статей обеспечения ИОГВ в статьи развития. Тем самым власть отказывается от закупки товаров и услуг, не относящихся к неотложным нуждам. Для остальных госзакупок будут установлены жесткие нормативы и предельные цены.

В связи с вопросом фракции ЛДПР о повышении качества бюджетного планирования сообщаю, что все 17 государственных программ Санкт-Петербурга пройдут оптимизацию, после которой финансирование получат наиболее приоритетные направления. Существенную долю расходов, от поставки товаров до содержания дорог и транспортного обеспечения, город переложит на плечи ответственного бизнеса по так называемым «контрактам жизненного цикла». Соответствующее Постановление Правительства проходит последние согласования. Выдвинуты серьезные требования по снижению стоимости строительства в рамках городского заказа. Будем оптимизировать проектные решения, использовать более экономичные технологии и материалы, прежде всего производимые в нашем городе.

Основной вопрос об экономии сегодня состоит не в том, как ее получить, а в том, как ею лучше распорядиться в нынешней ситуации. Стоит ли городу направлять эти средства на погашение государственного долга Санкт-Петербурга? Или в условиях высокой инфляции правильнее будет объем долга сохранить, а все свободные деньги сразу же направлять на программы экономического развития? Хочу посоветоваться по этому вопросу с Законодательным Собранием и принять согласованное решение.

На мой взгляд, интересам города сегодня больше отвечает второй вариант. Я убежден, что инфляционное финансирование экономики Петербурга оправдано, прежде всего, интересами ускоренного развития в городе собственного производства. Это восьмая по счету, а по смыслу и масштабу – главная из наших задач.

От самого рождения Петербург был городом мастеровым. В сознании петербуржцев и ленинградцев работающие заводы всегда оставались параметром стабильности жизни, уверенности в завтрашнем дне. А сегодня это чувство исторической правоты дополняется пониманием того, что у промышленного развития нет альтернативы. У Петербурга нет другого пути, кроме как создавать свою нишу в международном разделении труда. Собственными руками, за счет форсированного замещения импорта, усиления поддержки своих производителей и повышения спроса на их продукцию, инвестирования в высокотехнологичные предприятия и организации, опережающего развития производства инновационных товаров и услуг.

Уже к 1 января 2015 года мы сумели на 20 млрд рублей увеличить объем государственных закупок на предприятиях Петербурга. Среди замещенных товаров – трубы для «Водоканала» и ТЭКа, трансформаторы для Горэлектротранса и Метрополитена, кабельная продукция, лифтовое оборудование, мебель. Результат, я считаю, неплохой. Чтобы его добиться, мы, начиная с августа, отрасль за отраслью собирали наших производителей и выясняли, какие позиции они способны закрыть в контрактах государственных предприятий. В сентябре был создан Координационный совет по конкурентной политике в Санкт-Петербурге и учрежден пополняемый Реестр товаров отечественных производителей. Сейчас он интегрирован в электронную систему госзаказа Петербурга и включает базу данных товаров, выпускаемых на территории города.

Вопросы о конкретных мерах по импортозамещению и росту промышленного потенциала города поступили от депутатов из фракций КПРФ и ЛДПР. Сообщаю, что с января импортозамещение ведется на системной основе. Утвержден соответствующий План до 2017 года. Готовятся проекты нормативно-правовых документов для закрепления преференций петербургских и отечественных предприятий при госзакупках. Органам власти вменено в обязанность не только приглашать местных производителей и поставщиков побороться за госконтракты, но и публиковать копии отчетов по их исполнению.

Уже с начала лета технические задания на все государственные закупки в Петербурге будут анализироваться государственными органами на предмет максимально

Новости партнеров: