Генетики СПбГУ выяснили, что хмель, клюква, арахис и чай относятся к природным ГМО

18:43 22.10.2019 20103
Ученые из СПбГУ и Института молекулярной биологии растений в Страсбурге выяснили, что среди растений гораздо больше природно-трансгенных, чем считалось раньше. С недавних пор хмель, клюква, арахис и чай тоже относятся к природным ГМО.

Ученые из Петербургского государственного университета и Института молекулярной биологии растений в Страсбурге проанализировали геномы и транскриптомы 631 вида растений и выяснили, что среди них гораздо больше природно-трансгенных, чем считалось раньше. Результаты опубликованы в Plant Molecular Biology.

Если ранее в список входили табак, льнянка и батата, то теперь к природным ГМО-растениям относятся хмель, клюква, арахис и чай — все они навсегда закрепили в собственном геноме участки ДНК, когда-то принадлежавшие агробактериям, и продолжают передавать эту информацию из поколения в поколение.

Отмечается, что, если в геном растения попадают гены постороннего организма (например, бактерии или гриба), такое растение называют трансгенным — этот механизм ученые активно используют в сельском хозяйстве, чтобы создавать ГМО-продукты (например, кукурузы или пшеницы), устойчивые к насекомым, грибам и вирусам. Однако специалисты сообщили, что изобретателем такого уникального инструмента является не человек — он подсмотрел его у природных «генных инженеров», агробактерий.

Ведущий автор статьи, доктор биологических наук, профессор СПбГУ Татьяна Матвеева рассказала, что некоторые люди боятся ГМО, потому что считают получение трансгенных растений неестественным процессом. При этом она сообщила, что бактерии пользуются точно такими же механизмами, что и люди при получении коммерческих линий ГМО, а исследование лишь доказало, что человечество на протяжении всей своей истории постоянно сталкивалось с ГМО.

Она также отметила, что природно-трансгенные растения — хорошие модельные объекты для изучения последствий распространения ГМО-культур. Они могут помочь понять, что будет с трансгенными растениями, созданными человеком, не только через пять, десять или пятнадцать лет, но и спустя сто и тысячи лет.