Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

«Карету мне, карету!»: Придворный экипаж российских императоров вернулся в Царское Село после реставрации

16:34 17.04.2015 121
Санкт-Петербург, 17 апреля. Императорскую карету, прибывшую из Москвы после длительной реставрации, мастера сравнивают с современным Роллс-Ройсом: так
karetaСанкт-Петербург, 17 апреля.

Императорскую карету, прибывшую из Москвы после длительной реставрации, мастера сравнивают с современным Роллс-Ройсом: такую роскошь, такой стиль и такое дорогостоящее изящество могли позволить себе только очень влиятельные и богатые особы. Этот придворный экипаж вез на коронацию будущих императоров Российской империи Павла, Александра I и Николая I, в нем же ехали великий князь Константин Павлович с молодой женой и великая княжна Екатерина Павловна, только что обвенчанная с герцогом Ольденбургским. Карета русских правителей, на реставрацию которой Министерство культуры РФ не пожалело 18 млн рублей, вернулась в Царское Село, передает корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ. Один из экипажей Екатерины II и последующих поколений императорской династии, он был заметен на улицах Санкт-Петербурга и дорожках Царского Села. Даже сейчас, из века лимузинов, джипов и мотоциклов, мы можем представить, как это было. Легкая изящная карета – лучшая иллюстрация к сказке про Золушку – запрягалась четверкой или даже восьмеркой лошадей. Кучер восседает на облучке, покрытом наметом из роскошной ткани (его при реставрации пришлось восстанавливать заново). Сзади располагаются слуги-гайдучата: по воспоминаниям царских особ «было здорово выехать с «букетом». Букет – это трое молодых слуг разных национальностей, например, китаец, негр и белый. В дверце кареты изнутри даже не предусмотрена ручка: негоже царственным особам дверь самим открывать. Слуги учтиво открывали двери, подавали руку и помогали ступить на небольшую элегантную подножку. В самой карете, на сиденьях из красного бархата, могли сесть четверо, если только дамы не занимали все свободное пространство своими шуршащими юбками. «Этот экипаж – как скрипка, – говорит НЕВСКИМ НОВОСТЯМ реставратор Александр Козьмин, – настолько он тонко, просто сделан, такое в нем сочетание функциональности с красотой. Ничего лишнего, ни прибавить, ни отнять – это главный признак того, что идеальная композиция найдена». В зале Музея Придворного экипажа Царского Села сразу за отреставрированной каретой стоит целый коронационный поезд Александра III. На фоне этих золоченых экипажей вновь прибывшая карета смотрится очень скромно. «Есть поговорка: не мог сделать красиво, сделал богато, – комментирует Александр Козьмин. – В тех каретах сделано все, чтоб блестело и придавало парадность. Позолота, солнце сверкает – все в восторге, падают на колени… А это более тонкая материя…». За последние сто лет карета утратила блеск и часть деталей отделки, роскошная золотая бахрома с красными камнями скрылась под черной пылью, часть корпуса треснула, кварцевые стекла разбились. Но даже в таком состоянии гармоничный и изящный экипаж выделялся среди других карет музейного фонда, и на реставрацию его передали в первую очередь. За восстановление предмета царской фамилии взялись мастера московского реставрационно-исследовательского объединения «Феномен». В течение полутора лет команда из 30 мастеров работала над восстановлением экипажа с задачей максимально сохранить исторический внешний вид. Карета сделана сразу из нескольких материалов: из дерева, металла, бронзы, кожи, бархата, канауса, золочения. Обнаружилось, что деревянные части были покрыты грунтом, а потом тонким сусальным золотом с лаковым покрытием (смелое решение для дождливого петербургского климата), которое со временем потемнело. Колеса были покрыты суриком, темно-красной краской и местами позолотой. Краска местами осыпалась, местами – вовсе исчезла. Значительные дефекты позолоты тонировали, а места, где сохранилось покрытие суриком, законсервировали в настоящем виде. От гербов на дверцах остались только овальные следы, и государственные символы пришлось восстанавливать – за основу взяли гербы-картуши из собрания Государственного Эрмитажа. Фрагменты первоначальной обивки пола не обнаружили, поэтому реставраторы решили обить пол кареты темно-красной кожей – по аналогии с обивкой ступеней и запяток. «Поменять детали было легче всего, но задачей было оставить все в максимально нетронутом виде», – говорит Наталья Синицына, художник-реставратор высшей категории, генеральный директор компании «Феномен». Силами реставраторов и финансами Министерства культуры карета вновь поставлена на ход: если запрячь в нее четверку лихих лошадей, может и покатать по Царскому Селу, как в былые времена. Экипаж уже выставлен для показа в павильоне «Дежурные конюшни» музея-заповедника «Царское Село». «Мы постепенно отреставрируем другие кареты, – поделилась с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ своими планами Лариса Бардовская, главный хранитель ГМЗ «Царское Село». – Это будет очень эффектно, мы в какой-то экипаж поставим ридикюль, в каком-то покажем, как Екатерина Великая путешествовала в Тавриду, как они играли в карты по дороге, ели, спали, в туалет ходили в карете. Когда хотели увеселений, собирались в круглую карету-карусель до 8 человек. Вообще жизнь была очень интересной у наших «пра-пра», а мы ее себе плохо представляем». На четырехместный экипаж, свидетеля пышных церемоний российского императорского двора, уже можно полюбоваться в музее «Придворный экипаж Царского Села». Читайте по теме: Домашний кукольный театр семьи Николая II вернулся в Царское Село

Новости партнеров: