Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Психолог дал рекомендации, как не быть обманутым в «Черную пятницу»

14:43 23.11.2019 1881
Зависть, страх и стыд — вот те главные чувства, на которых играют маркетологи, когда расставляют для нас ловушки соблазнов на распродажах. В преддверии «Черной пятницы» петербургский психолог рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, как уберечься от лишних трат и не пожалеть об импульсивно сделанной покупке.

Петербургский клинический психолог, семейный терапевт Антон Вьюков рассказал, как противостоять соблазнам в «Черную пятницу». В беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ он назвал зависть, страх и стыд главными чувствами, которые позволяют маркетологам манипулировать нашим поведением и заманивать в ловушки непредвиденных покупок. А также дал рекомендации, как противостоять соблазнам.

Страх, стыд и зависть в Санкт-Петербурге

«Черная пятница» родом из США, наступает она обычно после Дня благодарения. С нее начинается традиционный рождественский сезон распродаж. Обычай устраивать большие скидки в этот день установился еще в XIX веке, а термин «Черная пятница» появился в 1966 году и поначалу использовался на Восточном побережье США. Из-за того, что День благодарения приходится на четвертый четверг ноября, «Черная пятница» обычно проходит в промежуток времени с 23 по 30 ноября. Со временем эта традиция перекочевала и на наш континент, дошла до России и Петербурга.

В этом году распродажа выпадает на 29 ноября. При этом многие петербургские магазины начали предлагать покупателям скидки еще за неделю, чтобы переманить покупателей у конкурентов. Витрины магазинов пестрят заманчивыми предложениями о скидках в 50, 70 и даже 90 %. Как тут не согласиться, что приобрести ту или иную вещь будет очень выгодно, и вы даже неплохо сэкономите. Вопрос только в том, действительно ли она вам нужна?

«Маркетологи очень хорошо знают психологию, что позволяет им манипулировать самыми тонкими струнами нашей души, заставляя покупать нас больше и больше», — отмечает Антон Вьюков.

По его словам, самые сильные чувства, на которых строится большая часть уловок, — зависть, страх и стыд.

«Что касается зависти, нам везде демонстрируют прекрасные товары, машины, модные платья, элитный парфюм и во всех роликах показывают здоровых, красивых, обаятельных, сексуальных и уверенных в себе людей. И у нас, как у потенциальных покупателей, появляется потребность в идентификации и ощущение, что если мы сможем обладать этими вещами, то станем похожими на них. И поэтому человек, с этой позиции, покупает вещь, оценивая ее не столько с позиции ее практичности, а как определенный билет или доступ в мир успешности», — объясняет психолог.

Следующий «крючок», на который нас цепляют маркетологи, — это страх. Например, на бутылках с питьевой водой часто размещают различные нормы о суточном потреблении человеком воды и так невзначай указываются последствия, что будет, если этого не произойдет.

«Человек, читая это, понимает, что он не хочет столкнуться с такими последствиями, и поэтому делает покупку», — рассказывает специалист.

Третье важное чувство — это стыд. Здесь достаточно вспомнить, например, рекламу различных спреев, антиперспирантов, когда нам показывают различных людей с потными подмышками, которые якобы имеют неприятный запах, или какие-то шампуни от «секущихся кончиков».

«Видя эту рекламу, мы испытываем бессознательное чувство стыда. Следом появляется желание купить, потому что не хочется иметь потные подмышки и секущиеся кончики», — отмечает Антон Вьюков.

Кто клюет на крючок?

По словам психолога, наиболее уязвимая и целевая аудитория для различных распродажных «акций» — люди в возрастном диапазоне от 18–35 лет. Так происходит потому, что такая аудитория ориентирована на покупку товаров различных брендов, но приобрести по их основной цене для большинства проблематично. А различные акции дают такую возможность.

Кроме того, «мишенью» маркетологов становятся шопоголики. Как рассказывает Антон Вьюков, у очень многих людей наблюдается психологическая зависимость от шопинга и покупок. Вплоть до того, что они утрачивают способность контролировать этот момент и превращают свою жизнь в бегание по магазинам и отслеживание скидок. Негативный аспект здесь связан с тем, что при таком поведении человек начинает забрасывать другие сферы жизни — учебу, работу, отношения и т. д.

Как избежать импульсивных покупок и не быть обманутым?

Здесь очень важно разграничивать для себя, где скидки действительно предоставляют вам возможность сэкономить, а где побуждают приобрести совершенно ненужную вещь. По словам психолога, разобраться, что к чему, помогают осознанность и небольшая отсрочка покупки: когда появляется немного времени подумать, влияние эмоционального фактора значительно снижается.

«Самая простая техника от импульсивных покупок — это осознанность. Если вы чувствуете, что покупка у вас в руках и у вас есть навязчивое желание ее купить здесь и сейчас, возьмите паузу, пойдите попейте кофе, дайте себе сутки, сядьте спокойно подумайте. Возьмите листок бумаги и пропишите хотя бы семь главных причин, по которой вам нужно приобрести эту вещь, потом найдите семь причин, по которой вам не нужно покупать эту вещь, а потом оцените по 10-балльной шкале рациональность этих двух списков. И после этого взвешенное решение должно к вам прийти и вы поймете, действительно ли вам нужна эта вещь», — советует психолог.

Кроме того, рекомендуют заранее определяться со списком вещей, которые вам действительно нужны, перед «Черной пятницей» узнавать цены, а затем сравнивать, чтобы понимать, в каком магазине на нужную вам вещь настоящая скидка, а в каком — лишь ее симуляция. Также не нужно спешить, можно взять с собой в магазин рассудительного друга или подругу, который поумерит ваш пыл, если вдруг вы все-таки попадетесь «на крючок».

Муки выбора: покупка каких товаров вызывает у жителей Петербурга стресс

Как показало исследование ResearchMe по заказу компании STADA в преддверии «Черной пятницы», у петербуржцев наблюдаются некоторые проблемы с выбором товара или услуги. В ходе опроса выяснилось, что 81 % жителей нашего города испытывают стресс от необходимости покупки, и этот показатель выше среднего по России (80 %). В ходе опроса компании STADA каждый второй житель Петербурга сетовал на сложность выбора из-за отсутствия информации о продукте и из-за недостатка знаний о предмете покупки. А у каждого третьего возникал стресс из-за высокой стоимости.

Среди товаров, которые труднее всего выбирать петербуржцам, на первом месте оказалась бытовая техника и электроника, таких респондентов насчитали 58 %. Второе место за одеждой и аксессуарами — 34 %. На третьем месте медикаменты — 29 % опрошенных испытывают сложности в их выборе. Меньше всего сложностей вызывает у опрошенных петербуржцев выбор продуктов питания. 

Автор: Оксана Федянина
Материалы партнеров: