Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Психолог СПбГУ обнаружила связь между шутками из интернета и интеллектом

18:37 09.01.2020 (обновлено: 22:34 10.01.2020) 1242
В ряде научных публикаций доцента факультета психологии СПбГУ Ольги Щербаковой объясняется, как современный человек вынужден воспринимать информацию и как тексты с несколькими смыслами и интернет-мемы могут совершить революцию в психологии.

Доцент факультета психологии СПбГУ Ольга Щербакова в своей научной статье рассказала, как в современном мире воспринимаются тексты с двойным смыслом, в том числе и интернет-шутки, сообщает пресс-служба СПбГУ.

По мнению автора статьи, тексты, которые обладают несколькими смыслами, являются идеальной моделью для изучения человеческого интеллекта. Материалом для анализа служили в том числе и шутки из интернета, двойственные изображения и проблемные ситуации.

Как выяснилось, у людей с психическими отклонениями понимание юмора ниже, чем у здоровых людей. Это проявляется либо в более глубоком сопереживании герою шутки, либо в отсутствии эмоциональной реакции вовсе.

Исследователя удивил тот факт, что люди в возрасте от 18 до 29 лет воспринимают двойственные тексты не так, как представляли психологи. В частности, у испытуемых возникали проблемы с поиском дополнительных смыслов истории. Щербакова объясняет, что в любом учебнике психологии написано, что подобный результат свидетельствует об интеллектуальном дефиците. Однако психолог призвал общественность не паниковать на этот счет.

«Можно говорить о том, что многим людям сейчас действительно непросто выполнять некоторые интеллектуальные операции, которые раньше считались базовыми для ученика средней школы, причем не самого успевающего. Сейчас на планете живет несколько поколений людей, выросших в принципиально разных информационных условиях и поэтому использующих различные интеллектуальные практики», — объясняет Щербакова.

Различия между пониманием двойственных текстов становятся более явственны при изучении понимания смешных текстов, историй и картинок. Щербакова утверждает, что проблемы в восприятии смешных многосмысловых историй связаны с тем, что юмор поменял форму и теперь вместо пересказа анекдотов принято делиться в интернете мемами.

По мнению Щербаковой подобные проблемы возникают из-за обилия потребляемой человеком информации.

«За день среднестатистический современный человек перерабатывает такой объем информации, который он раньше мог обрабатывать в течение недели. При этом большая часть этой информации — заведомый мусор», — говорит Ольга Щербакова.

Соответственно, человеку в огромном информационном поле просто некогда анализировать текст и уже не человек управляет информацией, а информация им.

Все это может говорить о том, что в ближайшее время психологам необходимо пересмотреть подходы к изучению интеллектуальных способностей человека, опираясь на его тесный контакт с информацией.

Автор: Анастасия Катышкина
Материалы партнеров: