Ученые из СПбГУ объяснили, почему сократилось биоразнообразие морского озера Могильное

14:49 13.01.2020 918
Ученые из СПбГУ представили результаты столетнего мониторинга первого в истории науки морского озера — озера Могильного на острове Кильдин в Баренцевом море. Выяснилось, что за последнее столетие биоразнообразие водоема сократилось вдвое.

Ученые из СПбГУ совместно с коллегами из Мурманска и Москвы представили результаты столетнего мониторинга первого в истории науки морского озера — озера Могильного на острове Кильдин в Баренцевом море. Об этом сообщили в пресс-службе университета.

Озеро в конце XVIII века открыл русский ученый и естествоиспытатель Николай Озерецковский. Наблюдения в нем начались в 1883 году. Водоем площадью 17 гектаров и глубиной около 16 метров давно известен тем, что в нем — в слоях пресной, морской воды и «мертвой» (сероводородной, лишенной кислорода) воды — вместе сосуществовали и морские, и пресноводные организмы (в начале прошлого столетия в водоеме насчитывали порядка 90 видов животных).

Однако ведущий автор статьи, доцент СПбГУ кандидат биологических наук Петр Стрелков рассказал, что в 2003-2007 годах ученые заметили в нем пугающие изменения — гидробиологи и зоологи СПбГУ зафиксировали уменьшение пресного слоя, который исчез почти полностью (появляется сезонно, благодаря талой воде). Последние исследования показали, что вместе со слоем пресной воды разнообразие видов животных сократилось в два раза.

«За последние 15 лет все изменилось так, как не менялось за 120 лет предыдущих исследований», — рассказал Стрелков.

Ученый рассказал, что если в 2007 году соленость верхнего слоя составляла около трех граммов солей на литр, то в настоящее время это уже восемь граммов. При этом исследователи затрудняются сказать, почему так происходит — по их мнению, изменения не связаны с прямым влиянием человека (остров Кильдин необитаем). Однако они предполагают, что негативные последствия могут быть результатом потепления климата. И заявляют, что это не означает, что озеро нужно перестать изучать.

«Сероводородные, или гипоксические, зоны — это то, что ждет нас в океане в будущем», — пояснил Стрелков.

По его словам, из-за изменений климата в теплой воде плохо растворяется кислород, а из-за загрязнения в океан попадает много органики (на ее окисление расходуется немало ценного газа, из-за чего на глубинах и образуются «мертвые» зоны).

«Они есть, к примеру, в Черном и Балтийском морях, такой же процесс начинается и в океанах», — сказал ученый.

По его словам, специалисты пока не могут сказать, как дефицит кислорода повлияет на подводный мир или на рыболовство, но «Могильное озеро — своего рода аквариум, в котором можно наблюдать и изучать эти последствия».

Автор: Леся Можаева