Китайские ученые продолжают играть в симулятор человеческой жизни

24.04.2015 17:47 616
Санкт-Петербург, 24 апреля. Ученые из Китая продолжили эксперименты по созданию «диза
Санкт-Петербург, 24 апреля.

Ученые из Китая продолжили эксперименты по созданию «дизайнерских детей». Результаты соответствующих опытов, проведенных на человеческих эмбрионах, опубликованы в научной прессе. Китайцам удалось отредактировать геном будущего человека. Пообщаться с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ и прокомментировать действия коллег из Южного Китая решился заведующий лабораторией пренатальной диагностики врожденных и наследственных болезней ФГБУ «Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта» Владислав Баранов. В Гуанчжоу ученые из университета Сунь Ятсена добились положительных результатов в исследованиях на человеческих эмбрионах, точнее редактировании их генома. НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали о запрещенных опытах, производимых на половых клетках человека. Вся эта работа, по словам самих генетиков, проделывалась для того, чтобы избавить нацию от генетических заболеваний, которые не поддаются лечению. Таким образом, родители еще на этапе формирования ребенка смогут редактировать его внешность, привычки, и наличие мутаций. В мире появилось такое понятие, как «дизайнерские дети». Многие западные журналы, по сообщению СМИ, не решились публиковать исследования южно-китайских ученых по этическим соображениям. По сообщениям, китайцам помогали коллеги из США. Гены заменяли в дефектных эмбрионах. «Это были нормальные живые эмбрионы, так называемые триплоидные эмбрионы, полученные в результате дисперсного оплодотворения, – рассказал корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук,  заведующий лабораторией пренатальной диагностики врожденных и наследственных болезней ФГБУ «Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О. Отта» Владислав Баранов. – Это когда одну яйцеклетку оплодотворяли два сперматозоида. И такой эмбрион развиваться далеко не может. Вероятность выживания до рождения крайне мала». Журнал Protein & Cell взялся опубликовать труды китайцев, которые подтвердили факт, что эксперименты идут на «дефектных» эмбрионах. Группа генетиков под руководством профессора Хуана провела ряд экспериментов, которые позволили бы адаптировать систему редактирования генома для  манипуляции человеческой ДНК, но опыт не удался. Согласно информации, человеческие зародыши брались с разрешения центров планирования семьи. Целью генетиков было удалить из их ДНК ген, вызывающий мутацию – тяжелое заболевание крови. Но только 28 из 86 эмбрионов прошли эксперимент успешно. Лишь у четырех удалось исправить ген HBB. Но эксперимент пришлось остановить, так как кроме исправления нужной части ДНК CRISPR/Cas9 менял структуру генома. «Эксперимент поставили правильно. Зародыши были получены в супружеской паре, где оба родителя имеют генетическое заболевание – Бета-талассемия (β-талассемия), – говорит Баранов. – Эту мутацию хотели исправить, проведя, как сейчас модно говорить, редактирование генома. Представьте себе, что среди тысяч букв, одна буква неправильная, она ведет к этому заболеванию и ее нужно исправить на правильную букву. Чисто технически теперь есть такая возможность. При желании сейчас ученые могут заменить один их этих кирпичиков, либо убрать и поставить другой, более подходящий. Все хорошо, только в четырех удалось провести подобную замену. В остальных замена не прошла. Самое печальное, почему эти эксперименты они решили прервать, у значительного числа зародышей, если не у всех, не было специфичности в замене конкретного нуклеотида. Оказались измененными, то есть пораженными многие  точки по всему геному, а не только в том месте, где они пытались редактировать. Они скорее внесли новые мутации, чем исправили ту ошибку, которая была. Если во всех других случаях с геномом половых клеток ничего не происходит, то здесь на ранней стадии то, что вы сделаете с зародышем, то и будет в его половых клетках. Если он не дай бог выживет, то это будет передано его потомству и так, дальше следующим поколениям. Есть большая вероятность, что это закончится плохо». Заведующий лабораторией пренатальной диагностики врожденных и наследственных болезней ФГБУ «Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Отта» Владислав Баранов считает, что такое вмешательство в половые клетки человека представляют определенную опасность, ведь никогда не знаешь, чем оно закончится. Именно поэтому до недавнего времени такие эксперименты на половых клетках человека и ранних  зародышах вообще были запрещены. Но с развитием научной деятельности подобные опыты стали разрешать, но отношение к процессу, по-прежнему, очень осторожное. Как пояснил ученый-генетик, без таких жертв, невозможно развивать генетику и искать новые пути, чтобы вылечить или вовсе, избежать генетических мутаций.