Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Петербургские студенты сдают экзамены дистанционно как по маслу, но этому не рады

14.07.2020 18:39 46
Из-за пандемии коронавируса в России пришлось кардинально скорректировать учебный процесс. Вузы были вынуждены отказаться от очной формы обучения в пользу дистанционной. Теперь списать во время зачета не составляет никакого труда, а вот выполнить индивидуальное задание без разъяснений преподавателя оказалось сложно. Спойлер: осенняя сессия также может пройти дистанционно.

Учащиеся вузов Северной столицы продолжают закрывать сессию в дистанционном режиме. Экзамены в таком формате сдавать проще, а защита курсовых и практик проходит по телефону. Халяву звали — и она пришла, но студенты, как и преподаватели, этому не рады. НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили, что дистанционное обучение оказалось для некоторых тяжелым испытанием.  

Подпольная справка-вызов

В апреле, когда объявили об ограничениях, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции, стало известно наверняка, что экзамены будут сдавать дистанционно. Но волнующий всех студентов вопрос: будет ли привязка к определенному времени — оставался нерешенным. Все же сессия проходила по расписанию и студентам-заочникам, очевидно, понадобилась справка-вызов.

Тут начались первые сложности: деканат мог предоставить работающему студенту справку-вызов, но только в электронном виде. Однако некоторые организации требовали оригиналы документов. В таком случае руководство петербургских вузов на свой страх и риск выдавало справки по предварительной записи. 

Сложности дистанционного обучения

Студентка-магистрантка направления «Финансы и кредит» Санкт-Петербургского государственного экономического университета рассказала корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ, что в этом семестре она сдавала четыре предмета, и по каждому перед экзаменом нужно было выполнить по две контрольных точки.

«По дисциплинам "Модели финансовой отчетности в российской практике" и "Эмпирические исследования в профессиональной сфере" работы были расчетно-аналитические. А по другим двум предметам понадобились еще и проекты. К определенному сроку их нужно было загрузить в личный кабинет на проверку. В некоторых заданиях было тяжело разобраться без помощи преподавателей, на это ушло много времени. В прошлом семестре большинство таких работ мы сдавали во время сессии, поэтому можно было в любой момент задать интересующий вопрос лично лектору»,  пояснила студентка.

Однако защищать практику и курсовые, а также сдавать экзамены и зачеты дистанционно оказалось намного проще. Многие студенты утверждают, что в аудитории они нервничают из-за официальной обстановки. А дома в пижаме и тапочках процесс проходит спокойнее. Защита практики проходила индивидуально с научным руководителем в том формате, который выберет преподаватель. Некоторые оценивали работу студента по видеосвязи, другие — по телефону.

«Подвох» от преподавателей

Доцент СПбГЭУ, пожелавший остаться инкогнито, рассказал, что студенты обычно готовят шпаргалки к билетам и списать дома не составит никакого труда. Поэтому многие преподаватели в качестве экзамена проводят тесты или онлайн-собеседование в Zoom. Сам доцент предпочитает давать задание, которое можно выполнить за небольшое время. Например, за 15 минут. Персонально каждому своему студенту ко дню экзамена он подготовил вопрос «с подвохом».

«Формулировка вопроса нестандартная. Все для того, чтобы хитрые студенты не успели найти в интернете ответ за такое небольшое время. К тому же сразу видно по написанному тексту, кто готовился, а кто использовал известные комбинации Ctrl C + Ctrl V. Те, кто пишет ответ сам, как правило, не успевает изложить все четко и грамотно, потому что спешат»,  объяснил свою методику преподаватель экономического университета.

«Дистанционка»: за или против

Несмотря на мнение, что дистанционное обучение — это то, к чему рано или поздно придут учебные заведения из-за экономической выгоды, преподаватели высших учебных заведений считают, что лучше очного образования ничего быть не может.

«Система образования в России нуждается в реформе, это однозначно. Но переход на дистанционное обучение может стать губительным для экономики страны. Многие студенты и так учатся, лишь бы получить корочку, а преподаватели хоть как-то пытаются вложить знания в головы молодых людей. Дистанционный формат практически исключает контроль за процессом обучения студента. По сути  это самообразование с наставником. Есть мнение, что дистанционное образование  это экономически выгодно, но кому нужны неквалифицированные кадры? Врач с плохим образованием быстрее искалечит человека, чем вылечит. Работник производства может принести предприятию материальный ущерб и стоить организации репутации. Неграмотный журналист может вызвать общественный резонанс и спровоцировать беспорядки. Не спорю, образование по некоторым специальностям действительно можно без вреда получать дистанционно. Главное  качественно проходить производственную практику на предприятии», — высказался доцент СПбГЭУ.  

Многие студенты также оказались против дистанционного образования. Одна из учащихся петербургского вуза считает, что такая форма подходит только для тех, кому образование нужно для «корочки».

«Моя мама лингвист, а работает с финансами на госслужбе. Для того, чтобы продвигаться по карьерной лестнице, она была вынуждена поступить в институт дистанционного образования. Никакие знания ей не нужны, она сама кого хочешь научит, работая в этой сфере около 10 лет. Нужен только диплом. А я же учусь на очном отделении в техническом вузе и не представляю, как можно дистанционно что-то понять в геодезии, если никогда не держал в руках даже нивелир. К тому же, чтобы учиться в таком формате, нужен бесперебойный высокоскоростной интернет, а с этим периодически возникают проблемы», считает девушка.

Осенняя сессия  дистанционная?

Во многих вузах студентов предупреждают, что осенняя сессия, возможно, также будет проходить в дистанционном формате.

«Пока нет никаких четких распоряжений со стороны министерства образования. Но и дистанционный формат они не отменяют. Учитывая, что по всем СМИ нам предсказывают вторую волну эпидемии осенью, вероятность того, что все останется в дистанционной форме  очень велика», пояснили студентам СПбГЭУ в деканате.

Многие студенты также этому не рады, так как сдавать экзамены из дома в спокойной обстановке — это одно, а учиться — совсем другое. Они считают, что вся информация по дисциплинам и так находится в общем доступе в интернете, кроме того на YouTube много разных мастер-классов и видеоуроков. И тогда получается, что в дистанционном университетском образовании нет никакого смысла.

Автор: Анна Крючкова
Материалы по теме: