00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Петербуржцы просят закатать в асфальт зловонный Обводный канал

21.09.2020 18:11 1241
Мастерской, Введенский, Лиговский, Масляный, Красный — лишь небольшая часть исчезнувших каналов Петербурга. Еще лет 10–15 назад та же участь могла постичь и Обводный. Смольный всерьез рассматривал проект по превращению канала в автомобильную магистраль. Потом от этой идеи отказались. Обводный решили сделать водной транспортной артерией, предварительно очистив русло и благоустроив набережные. Но из-за низких темпов работ многие петербуржцы не верят, что канал когда-нибудь приведут в порядок.

Крик души

Обводный канал, начало строительства которого пришлось на вторую половину XVIII века, — самый длинный в Санкт-Петербурге и, пожалуй, самый зловонный. Он опоясывает исторический центр города, простираясь от Екатерингофки до самой Невы. Длина канала — чуть больше восьми километров, а ширина варьируется от 21 до 42,5 метра. В былые времена канал использовали в качестве крупной транспортной артерии, а позже он заметно обмелел, и судоходство практически прекратилось.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили провести опрос, чтобы узнать, нужен ли петербуржцам Обводный канал. Мнения горожан разделились. На момент публикации этого материла почти половина респондентов предложила засыпать канал, каждый пятый считал, что его нужно сохранить в качестве памятника истории, четверть опрошенных не смогла определиться с ответом, и лишь десять процентов видят в канале судоходную артерию. 

Сейчас жители окрестных домов жалуются на тухлый запах, а нервы водителей испытывают на прочность пробки, сковывающие набережные. Беспокоят петербуржцев и маргиналы, которые регулярно проводят время на спусках к воде, оставляя после себя следы употребления спиртного, наркотиков и омерзительные продукты собственной жизнедеятельности. Так что предложение засыпать русло, несмотря на историческую значимость канала, стало своего рода криком души.

Перед тем как опубликовать опрос на нашем сайте, мы поговорили с горожанами на набережной между Балтийским и Варшавским вокзалами, а также у станции метро «Обводный канал». Защитники аргументировали свою позицию исторической значимостью водной артерии. А другая часть опрошенных посчитала, что в этой инициативе есть доля здравого смысла. При этом приверженцы разных мнений сошлись в одном — канал давно утратил инфраструктурное значение.

«Если от этого городу будет лучше, можно вновь задуматься над этим проектом. Но в любом случае такие решения нельзя принимать с ходу. Сначала надо тщательно взвесить все за и против. Состояние канала плачевное. Но это результат работы чиновников и городских служб», — рассуждает один из опрошенных.

Другой горожанин поддержал идею засыпать канал, пожаловавшись на пробки и нестерпимый запах, который проникает в автомобиль даже с закрытыми окнами.

«Особенно неприятно в районе Днепропетровской, Каретного моста. Зря в свое время отказались от этой инициативы. Может быть, магистраль на месте канала смогла бы спасти город от пробок и жуткого смрада?» — жалуется собеседник.

Один из респондентов — петербуржец Виктор Япрынцев — считает, что Обводный утратил свое назначение, но его все равно надо сохранить в качестве исторического памятника.

«Да, суда по каналу уже не ходят. Раньше его использовали, чтобы сократить путь из Невы до Финского залива. Теперь нет. Но с точки зрения истории его все равно необходимо сохранить. Никто ж не предлагает снести Зимний дворец лишь потому, что он утратил свое изначальное назначение? Что касается мусора на набережных и маргиналов, то виноват не канал, а воспитание», — поделился своей позицией Виктор.

Источник неприятного запаха

В общем, сейчас от былого величия Обводного канала практически ничего не осталось. Он уже давно превратился в грязный, дурно пахнущий и обмелевший водоем. По этим причинам канал неоднократно предлагали засыпать. В последний раз об этом говорили в 2004 и 2011 годах. Однако позже от задумки отказались. После этого в городе вновь сразу же заговорили о том, что канал снова станет судоходным. Тогда же на официальном сайте Смольного стали появляться отчеты комитета по природопользованию. Их публиковали под громким заголовком «Перспективы Обводного канала». Правда, о судоходстве прямо в этих документах не говорили, а лишь намекали, предоставляя в основном информацию о работах по углублению русла и кубометрах выловленного мусора. Напоминали тогда и том, что канал все-таки находится в реестре судоходных артерий Петербурга. Правда конкретных сроков не называли. Не оглашают их и сейчас, даже спустя девять лет. Да, на Обводном по-прежнему ведут работы по благоустройству, но общая картина остается прежней. Канал все так же продолжает распространять зловонные запахи, нанося ущерб экологии. В чем же причина?

«Сюда попадают канализационные стоки домов, стоящих на набережных. Не всех, но значительной части. Кроме того, в Обводном оказывается и содержимое ливневок. Вода здесь застаивается и зацветает. Водоросли гниют. Отсюда экологические проблемы. Это происходит из-за инженерных ошибок, допущенных во время строительства. Нужно было делать в районе Гутуевского острова, рядом с портом. Исправить это уже не представляется возможным. Если не брать в расчет культурно-историческую ценность канала, которая довольно велика, то его засыпка могла бы решить проблемы. Все же это искусственное сооружение, и без него, в теории, можно обойтись», — полагает руководитель организации «Зеленый крест» и председатель общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области Юрий Шевчук.

Краеведы не оценили эту идею

Еще в середине нулевых канал признали памятником инженерной мысли. Несмотря на это, в 2011 году его вновь предложили засыпать. Однако чуть позже от этой затеи в очередной раз отказались. Тем более что против проекта активно выступали краеведы и градозащитники.  

«Эта идея высказывалась неоднократно и во время Собчака, и позже. Но в ней нет ничего разумного. В 2005 году Обводный канал включили в реестр памятников инженерной мысли. Его начали копать еще в 1769 году. Если там есть грязь и запах, то это повод не засыпать канал, а привести его в порядок. Тем более набережные уже начали приводить в порядок. В обиду канал не дадим. Многие водные артерии уже засыпали в Петербурге. Если Обводный плохо чистят — это претензии к соответствующим службам. Канал можно привести в порядок и использовать его для маломерных судов. Когда его строили, так и планировали. Однако в свое время появление железных дорог сильно ударило по судоходству. Проблема запаха была всегда, но ее можно решить. Например, раньше на Гутуевском острове было предприятие, где сжигали кости, – осадки попадали в Обводный. Запах был ужасный. Канал в шутку прозвали Обвонным. Сейчас часть предприятий на набережной уже не работает, например „Красный треугольник“, а между Невой и Волковкой что-то по-прежнему функционирует. Выбросы промзоны тоже могут загрязнять канал. Но это претензии к заводам», — рассуждает краевед Алексей Ерофеев.

На Обводном начали расчленять еще до того, как это стало мейнстримом

Напоследок стоит добавить, что суеверные горожане считают Обводный канал дурным местом. Расчленять тела в Петербурге здесь начали еще до того, как это стало мейнстримом. В 1913 году предшественница доцента Соколова выбросила в Обводный распиленные останки своего мужа. После этого, как гласят городские легенды, в районе Борового моста петербуржцы регулярно прыгали в воду, а выжившие позже рассказывали, что их толкала на это некая загадочная сила.

А некоторых горожан смущает количество психиатрических больниц на набережных. Еще любители мистики передают истории о древнем языческом капище, духов которого потревожили во время строительства автовокзала. Как бы там ни было, а характерный трупный запашок иногда ощущается на набережной Обводного. Может быть, духи и призраки мешают привести русло и набережные в порядок? Ведь поговаривают, что канал проклят. 

«Обводный — это одно из самых мистических мест Петербурга, которое славится своей темной энергетикой. В былые времена здесь обитали волхвы. Это касается и прилегающих улиц. Зона очень широка. Поэтому экстрасенсы и маги нашего города, в том числе и я, стараются держаться поближе к Обводному. Здесь существует портал в мир предков. Через него можно получать инсайты и покровительство. Те, у кого чистая душа и благие помыслы, могут рассчитывать тут на удачу. Но если человек склонен к депрессиям и его одолевают мрачные мысли, лучше держаться подальше от берегов канала. В состоянии аффекта люди могут совершать здесь ужасные преступления. Злоба и негатив вылезают наружу. Отсюда и жуткие истории. Энергетика места могла помешать проектам по засыпке канала и его благоустройству. Все процессы останавливаются. Но дело не в ней [энергетике], а в подходе чиновников и рабочих. Обводный канал — это не источник прибыли, а совсем другое место. Нужен иной подход. Засыпка ничего не изменит. Потому что главное — это сама территория. Лучше просто очистить воду», — считает известный петербургский экстрасенс Эмма Райман.

Правда мистическая энергия Обводного канала не помогла колдунье, которую прозвали боевым магом КПРФ, попасть на выборы ни от коммунистов, ни от партии «Яблоко».

Если наши читатели думают, что все эти страшилки про расчленителей, призраков и зловещие голоса, заставляющие людей прыгать с мостов, остались в прошлом, то они ошибаются. Ведь буквально только что во время ремонтных работ в доме на набережной Обводного канала строители обнаружили на чердаке череп ребенка. Следователи и судмедэксперты пока не знают, откуда там могла появиться столь жуткая находка. А в прошлом году неподалеку от набережной Обводного, на углу Лиговского проспекта и мрачной полузаброшенной улицы Тюшина, наш корреспондент вместе с жительницей дома осматривали годами протекавший чердак. Там нашли под балкой ужасную мумию кошки. 

В общем, идея засыпать канал приходит в головы горожан не от хорошей жизни. Многие петербуржцы продолжают верить, что Обводный обретет вторую жизнь после работ по благоустройству. Но со временем надежды становятся все более призрачными.  

Высказать свое мнение наши читатели могут приняв участие в опросе или перейдя на страницу портала «Яндекс Район».

Опрос по теме
Стоит ли засыпать Обводный канал?
Смотреть все опросы
Анонимное голосование
Проголосовало человека.
Автор: Никита Нестеров
Материалы по теме: