Вторник, 06 декабря 2022
-7

Санкт-Петербург

Стартаперы поделились опытом, как запустить успешный проект в коронакризис

В Петербурге, как и по всей стране, ухудшается эпидемиологическая обстановка по коронавирусу. В весеннюю волну бизнес пережил свой не самый легкий период: одни предприятия закрылись, другие смогли перестроить профиль работы так, чтобы быть актуальными в этот сложный период. Даже опытным предпринимателям пришлось начинать с нуля. Так в нашем городе появилось много действительно интересных стартапов.

К слову, отрасль малых инвестиционных компаний все же не смогли признать пострадавшей от пандемии. Об этом стало известно накануне, 19 октября, на форуме «Открытые инновации» от председателя фонда «Сколково» Аркадия Дворковича.

Тем не менее сами стартаперы считают, что кризис — лучшее время для новых идей. Именно в это время ломается традиционная экономика, а люди, которые раньше были заняты своим делом, начинают задумываться о том, что можно поменять. Мнением с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ поделился управляющий партнер стартап-акселератора iDealMachine Сергей Фрадков.

Специалист уверен — в кризис могут появиться дополнительные ресурсы, можно найти людей, за которых раньше нужно было платить много денег. И самое главное, во время кризиса возникают новые ниши потребления, которые стартап приспособлен адресовать.

«Выживание и запуск стартапов в кризис — это очень важная тема, которую всегда стартапы рассматривают. Пандемия — это такой же кризис, это некое реструктурирование того, что происходит в мире, в экономике. Выясняется, что стартапы лучше всего запускаются в кризис. Ломается традиционная экономика. Люди, которые раньше были заняты своим делом, начинают задумываться о том, что же можно сделать другое, а не работать. Они могут потерять работу, фирма их — закрыться, и они ищут новые возможности. Запускать стартапы в кризис прибыльно. В кризис могут появиться дополнительные ресурсы, можно найти людей, за которых раньше нужно было платить много денег, опытные руки присутствуют на рынке. И самое главное, что во время кризиса возникают новые ниши потребления, которые стартап приспособлен адресовать. Сегодня кризис и пандемия дают больше возможностей в сфере онлайна, куда переходит все больше и больше экономическая активность. Стартапы, которые фокусируются на разнообразных онлайн-продуктах, будут более востребованы, чем те, которые продолжают работать в офлайне. Те, кто уже работали и придумали офлайн, связанный с путешествиями, им нужно форматироваться, реструктурироваться и менять то, что они делают», — подчеркивает специалист.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили узнать, как живут петербургские (и не только) стартаперы и какие проекты смогли создать или перепрофилировать предприниматели города. Мы собрали истории от первых лиц. Стартаперы поделились опытом, как запустить проект несмотря на коронакризис и сделать его успешным.

Анисия Евдокимова, директор по развитию сервиса Biletarium:

«С 1993 года мы работали как туроператор, занимались приемом иностранных туристов на территории Российской Федерации, обслуживанием внутренних туристов в Москве, Санкт-Петербурге и на „Золотом кольце России“, организацией мероприятий для бизнеса в России и за рубежом.

В связи с тем что в 2020 году пандемия КОВИД полностью остановила деятельность компании, наша команда, взвесив весь свой опыт и компетенции, оценив ситуацию и тренды в туристической индустрии и спрогнозировав потребности рынка на ближайшие годы, смогла перестроить бизнес-модель компании так, чтобы она была актуальна в туриндустрии и доходной для организации, причем не только в период снятия ограничений, но и в ближайшие 15 лет.

Мы проанализировали все виды услуг, необходимых для иностранного туриста, и обнаружили тот вид сервиса, который иностранные партнеры не могут забронировать самостоятельно — музеи России. Оценив все будущие перспективы туристической отрасли, мы нашли нишу, в которой может быть выгодно использовать свои преимущества и реализовать действительно нужный рынку продукт. Для реализации своего проекта мы создали IT-продукт — маркетплейс для музеев России Biletarium.

Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы разработать максимально удобное приложение для внутреннего и иностранного пользователя. Если до карантина мы планировали ориентироваться исключительно на иностранного потребителя, то теперь мы обратили внимание на российского туриста, адаптировав и под него наш сервис. Конечно, в первую очередь страны первого въезда станут пользователями нашей платформы».

Ромил Чумаков, директор по развитию eStrahovki.com:

«Я уже более пяти лет работаю в страховании и вижу, как планомерно некоторые его виды полностью уходят в интернет. Все вмененные виды страхования, для которых не требуется встреч, плавно перетекут в Сеть.

Решили запускаться именно сейчас, потому что самому широкому сегменту – электронному ОСАГО — всего лишь четыре года. Это означает, что рынок только формируется и, значит, можно дерзко побороться за кусок этого пирога. Плюс зеленая карта, которая должна начать продаваться в электронном виде в II квартале 2021 года — рынок емкостью 50 млрд рублей в год, – очень заманчивая перспектива.

Конкурентным преимуществом нашего проекта на данном этапе является то, что большинство страховых компаний и стартапов понизили свою активность или вообще прекратили деятельность в силу пандемии коронавируса и пришедшего за ней экономического спада. Все же сектор страхования по сравнению с другими секторами экономики, такое впечатление, что просел меньше всего — в процентном выражении это всего лишь 15–20 %. Все это говорит о том, что страхование — это кризисоустойчивый сегмент бизнеса и он будет расти и переходить в Сеть все большими и большими темпами каждый год».

Сергей Мелимук, стартапер в кулинарной области:

«Моим двигателем прогресса стала как раз пандемия. Мои коллеги сидели и ждали. Сначала, что все закончится, потом они привыкли к сериалам на диване, затем, когда уже до всех дошло, что пандемия быстро не завершится — к этому времени я уже запустил свои первые продажи супов. Вы знаете, многие надо мной смеялись, но через несколько месяцев стало очевидно, что я смог подстроиться под реальность времени, а они нет.

Успех стартапа во многом зависит от анализа рынка и тщательного изучения выбранной ниши. Могу сказать, что свою нишу мы изучили плохо перед стартом. Понимали одно, что нужно что-то предлагать, так как игроков много. Нам пандемия сыграла на руку в том плане, что все оказались у компьютеров и увидели наши предложения. Я — идейный вдохновитель, автор этой идеи и главные рабочие руки команды, всегда любил готовить вкусную еду, делал это с удовольствием для родных и друзей. Именно они и подтолкнули меня к открытию своего дела. Про нашу нишу скажу так: мы занялись супами, но очень хорошо при этом готовили мясо. С мясом отдельно не вышло, так как предложениями перенасыщены клиенты, но наши постоянные покупатели сегодня заказывают и мясо. Получается, что одна ниша подтянула другую и приносит нам дополнительный доход».

Денис Пьянков, основатель проекта «Мир машин»:

«Во время пандемии мы сочли необходимым наиболее активно запускать и популяризировать проект. Я был уверен в запуске нашего стартапа весной, потому что взаимодействие участников рынка перешло полностью в онлайн. Люди могли убедиться в легкости использования нашей интеллектуальной системы, потому что звонки, переговоры и встречи ушли на второй план. Во время пандемии мы предложили пользователям то, в чем они нуждались, — наш чатбот совершал все сделки онлайн».

Истории успеха всегда дарят вдохновение и вселяют силы для осуществления задуманного. Однако все это важно совмещать с критической оценкой ситуации. Пандемия — непростой период, и лишь мудрые действия вместе с настойчивостью способны сделать это время «золотым».

Ранее бизнес-эксперт делился с читателями НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ шестью важными советами для подготовки бизнеса к новому карантину в Петербурге.