00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Осенняя волна не дала бизнесу на Невском перескочить через «ковидный забор»

06.11.2020 00:01 1081
Второй карантин пока не ожидается, однако бизнес в Петербурге продолжает висеть на волоске. На Невском проспекте прошла вторая волна закрытий магазинов и кафе. Что ни дом — то большая вывеска «аренда». НЕВСКИЕ НОВОСТИ поговорили с экспертами и выяснили причины массового закрытия предприятий на самой популярной улице Северной столицы.

Петербург продолжает бороться с коронавирусной инфекцией, а бизнес в городе пытается выжить. Во время первой волны КОВИД предприятия были вынуждены закрыть свои двери для клиентов из-за введения карантина. Около трех месяцев магазины, заведения общественного питания и другие компании, предоставляющие услуги для горожан, не могли начать работу. За этот период многие фирмы не выдержали убытков и безвозвратно закрылись.

В первую очередь речь идет о компаниях в сердце города — на Невском проспекте. Весной оттуда съехали десятки известных сетей магазинов и кафе. Свои локации покинули «Лавка хлебосолов», «Север Метрополь», «Сушишоп», Coffee Therapy, Subway, «Республика» и другие. Всего, по данным, полученным в середине августа, во время коронакризиса закрылось около 20 заведений общественного питания, а временные трудности не смогли пережить примерно 60 магазинов.

Несмотря на то что на этот раз заболеваемость в городе намного выше, власти не собираются вводить второй карантин. Однако даже при таком раскладе предприятия один за одним продолжают закрываться. НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили узнать у экспертов, какая ситуация на данный момент обстоит с арендаторами на Невском и почему даже при мягких ограничительных мерах предприниматели не могут выдержать коронакризис.

Магазины не могут выжить без туристов

По оценкам Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, число свободных помещений на Невском проспекте сейчас значительно увеличилось — ориентировочно на 20–30%. Это объясняется тем, что ряд организаций не могут полноценно работать и зарабатывать в текущих условиях, а количество платежеспособных клиентов сильно сократилось.

Как рассказал председатель совета директоров Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН) Андрей Тетыш, во время пандемии бизнес разделился на несколько категорий. Так, 15–20% бизнеса ушли сразу, не приходя в сознание. Эти люди и так висели на волоске. Другие же отчасти пытались пережить кризис. Были и те, кто, как выразился эксперт, пытался перелезть через «ковидный забор».

«Сильно повышали шансы договоренности с арендодателями. Арендодатель проявлял адекватность, понимая, что если он потеряет арендатора, то ничего хорошего его как владельца помещений не ожидает. Давали скидки. Есть те, кто встал в позицию договора, они развесили баннеры первыми.

Теперь пошла вторая волна. С теми, кто более-менее общий язык нашли, мы тестируем историю того, что послековидная история не похожа на предыдущую жизнь. Самые яркие примеры – все, что связано с туризмом», — отмечает эксперт.

Представитель АРИН заявил, что Невский проспект давно перестал быть улицей для местных жителей. Он задумывался как променад, а это в большей степени туристы. Но на сегодня туристов нет, не приезжают жители Китая, а значит и нет денег.

«Год за годом в течение десяти лет закрываются различные заведения и открываются сувенирные лавочки. Там был ресурс развития, но мы насыщали туристическую зону. И этот сегмент не восстановится ни сегодня, ни в этом году, ни в следующем сезоне», — подчеркнул Тетыш.

По его мнению, закрытия продолжатся. Потому как в бизнесе тоже есть вторая волна — это почти 10 % мелкого бизнеса, около 25–28 %. Они либо сократят площади, либо масштаб бизнеса, либо сократятся до нуля.

Придут другие

На освободившиеся помещения пока нет пользователей. Так происходит, потому что помещений больше, чем экономических агентов, готовых их эксплуатировать.

«Очереди желающих снять в аренду не наблюдаю. И это процесс, который охватит весь мегаполис. Слава богу, он не ударил по офисам, промышленности и складам. Вместе с падающими доходами человек экономит, а это выручки предприятий: торговых, общепит. Это ни квартал, ни полгода, ни год. Мы такими темпами занимались только в 2000-м. Надо вместе с рынком искать новое взаимодействие», — сообщил эксперт.

Тетыш посчитал, что на смену им обязательно придет кто-то другой, ведь место не терпит пустоты. Но числовые параметры этой смены, говорит он, не вызывают большого оптимизма.

 

Снижение ставок

Вице-президент Ассоциации риелторов СПб и ЛО Александр Гиновкер рассказал, что известны случаи, когда в период пандемии арендодатели резко снижали арендные ставки, чтобы площади не пустовали.

«Некоторые же арендодатели по-прежнему требуют полную ставку и не идут на уступки. Эта тенденция, боюсь, будет продолжаться: это связано и с пандемией, и с курсами валют, и с общей экономической обстановкой в стране», — сообщил специалист.

Гиновкер заключил, что новые арендаторы приходить будут, и сейчас есть те, кто успешно развивается. Эксперт считает, что для многих будет важно иметь свою вывеску на Невском, а значит, площади под аренду вряд ли будут долго пустовать.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, что в октябре на Невском проспекте закрылся большой флагманский магазин шведской марки одежды H&M, который более десяти лет снимал здесь помещение. Аналитики предполагают, что работу могли прекратить за счет высокой арендной платы — по предварительной информации, она могла достигать до 1 млн рублей за месяц.

Материалы по теме: