00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Авиатакси — новая реальность в небе над Петербургом

18:07 28.12.2020 580
Все чаще в небе над Петербургом горожане видят небольшие частные самолеты и вертолеты. Услуга городского авиатакси становится все более востребованной у бизнес-сообщества Петербурга. О безопасности такой услуги и о том, кто ловит «небесных» нарушителей, НЕВСКИЕ НОВОСТИ поговорили с исполняющим обязанности Северо-Западного транспортного прокурора Евгением Пузановым.

— Евгений Игоревич, недавно в нашем городе появилась новая транспортная услуга «Авиатакси». Как такие услуги трактует наше законодательство?

Воздушное такси, или авиатакси, это средство общественного транспорта, предназначенное для перевозки пассажиров за определенную плату воздушным транспортом. Авиатакси — сравнительно новая ветвь в развитии бизнес-авиации, индивидуальная авиаперевозка на небольшое расстояние  для юридических и физических лиц. Замечу, что юридически понятие «авиатакси» в российской авиационной отрасли пока не закреплено. Поэтому рынок частных клиентов делят между собой чартеры и бизнес-джеты. Отличием авиатакси от чартерных и других типов коммерческих авиаперевозок в малой авиации является ряд упрощений, например отсутствие длительных процедур регистрации и ожидания посадки на борт. Мы видим, что в интернете растут предложения такой услуги, как авиатакси, или аренды воздушного судна с пилотом, в том числе и в Петербурге.

— Кто клиенты такой услуги, только ли состоятельные люди?

Иногда услугами воздушного такси пользуются туристические компании для показа туристам местных достопримечательностей с высоты птичьего полета. Например, в Санкт-Петербурге проводятся вертолетные экскурсии с осмотром исторического центра города, это абсолютно законно, перевозчик соблюдает все требования федерального и регионального законодательства. Мы за этим строго надзираем.

— А как деятельность авиатакси регулируется на законодательном уровне?

Законодательством установлены определенные требования для оказания таких услуг. В Воздушный кодекс Российской Федерации в феврале  этого года внесены изменения об отмене необходимости лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов, а также деятельности по выполнению авиационных работ. Для осуществления коммерческих воздушных перевозок юридические лица и индивидуальные предприниматели должны получить в Росавиации сертификат эксплуатанта. Форма и порядок выдачи данного документа установлен приказом Минтранса России от 13 августа 2015 года № 246 «Об утверждении федеральных авиационных правил „Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки“». В приказе определены форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил.

— Кто следит за безопасностью полетов над Петербургом?

Для таких авиаперевозчиков обязательными остаются основные документы: свидетельство летной годности на воздушное судно, действующее свидетельство коммерческого пилота, медицинский допуск, а также страховой полис на воздушное судно и на пассажиров. Также для полетов над Петербургом необходимо разрешение комитета по транспорту на использование воздушного пространства, маршруты для пролета над городом, как правило, прокладываются над руслом Невы.

— Воздушные нарушители попадаются?

У нас достаточно большая зона ответственности. На поднадзорной Северо-Западной транспортной прокуратуре территории зарегистрировано свыше 400 воздушных судов, 47 из них выполняют авиационные работы. Свидетельства авиационного персонала выданы более 1400 лицам. В нашей зоне ответственности работают 25 аэропортов, из них 13 федерального значения, 10 аэропортов открыты для международных полетов воздушных судов. Зарегистрировано более 200 посадочных площадок, 31 эксплуатант гражданской авиации, 47 организаций, выполняющих авиационные работы.

Что касается безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, то контроль за эксплуатантами на высоком уровне. За 11 месяцев этого года выявлено более 500 нарушений закона. Внесено 179 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены 76 должностных лиц. На незаконные правовые акты принесено 92 протеста. В суд направлено 48 исков. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечены 13 лиц.

— Как организован контроль за подготовкой специалистов для малой авиации?

Чтобы человеческий фактор перестал доминировать среди причин авиапроисшествий, продолжены целевые проверки учебных заведений гражданской авиации. По их результатам в поднадзорных территориальных отделах Росавиации выявлены нарушения, связанные с приемом и проверкой документов, предоставляемых кандидатами на получение свидетельств авиационных специалистов, в том числе отсутствие сведений об опыте кандидата, налета часов, наличия первоначальной подготовки на типы воздушных судов. В текущем году нами также проводятся проверочные мероприятия в образовательных организациях, готовящих авиационных специалистов, оказание практической и методической помощи районным транспортным прокурорам. Особое внимание при проведении проверок по-прежнему уделяется Санкт-Петербургскому университету гражданской авиации и его филиалам, расположенным в Ленинградской, Оренбургской областях. В настоящее время по материалам прокуратуры, направленным в порядке статьи 37 УПК РФ в отношении преподавателей данного образовательного учреждения, возбуждено и расследуется 13 уголовных дел по ст. 292 УК РФ [«Служебный подлог»].

— Тем не менее происшествия с участием малой авиации в Северо-Западном регионе происходят регулярно. Например, в сентябре этого года в Коми пилот легкомоторного самолета совершил вынужденную посадку прямо на автодороге. Скажите, были ли выявлены какие-то нарушения сотрудниками прокуратуры?

Сосногорская транспортная прокуратура провела проверку по факту вынужденной посадки 6 сентября 2020 года на автомобильную дорогу Печора — Ухта в 30 км от Ухты в Республике Коми воздушного судна под управлением пилота любителя. Причиной вынужденной посадки стала неисправность двигателя самолета, при этом в нарушение ч. 1 ст. 131 Воздушного кодекса Российской Федерации пилот — владелец судна не имеет действующего договора страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна. В отношении пилота было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6. ст. 11.5 КоАП РФ [«Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации»]. Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта за данное правонарушение он привлечен к административной ответственности. Кроме того, прокурор обратился в суд с заявлением о запрете осуществлять полеты на указанном воздушном судне без получения всех необходимых документов. По иску прокурора суд запретил владельцу воздушного судна выполнение полетов.

Беседовал Андрей Цезарев

Понравился материал?Подпишись на «Невские новости»
Материалы партнеров: