00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Продуктовый ретейл Петербурга ждет появления «темных» магазинов и дешевых «Чижиков»

22.01.2021 21:31 2778
2020 год многое поменял в сфере петербургского ретейла. Игроки рынка поделили площади Spar, усилилась доля на магазинов «Перекресток». В Петербург пришел «ВкусВилл», и вместе с эффектами пандемии его появление вынудило остальных гнаться за скоростью доставки. 2021 год обещает не менее интересные сценарии развития этой сферы. О них НЕВСКИЕ НОВОСТИ поговорили с экспертом Даниилом Сомовым.
Продуктовый ретейл Петербурга ждет появления «темных» магазинов и дешевых «Чижиков»

Эксперт в сфере ретейла Даниил Сомов, который является основателем и генеральным менеджером проекта RETAILER.ru, в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ дал прогнозы на 2021 год, а также рассказал о новых необычных форматах продуктовых магазинов, появления которых можно ждать в Петербурге.

Ценовые «войны»

По словам эксперта, основной темой продуктового ретейла в Северной столице в этом году является усиление конкуренции. Он отметил, что в 2020 году появился такой сильный игрок, как «ВкусВилл». Ретейлеры поделили площади Spar, усилилась доля на рынке магазинов «Перекресток», которые открылись вместо некоторых «Каруселей» и Spar. Он также добавил, что большой «Карусели» было тяжело конкурировать с местными локальными магазинами. К примеру, магазины «Перекресток» могут локально держать низкие цены, чтобы кого-то устранить.

«Они смотрят на свой бизнес целиком и для того, чтобы один магазин рано или поздно избавился от конкурентов, они готовы пойти на такие меры, как снижение цен. Цены на рынке ретейла — самое главное. У нас очень сильна зависимость от промоакций», — заявил Даниил Сомов.

Все это, уверен эксперт, окажет влияние на расстановку участников рынка в продуктовом ретейле уже в этом году.

Говоря о лидирующих игроках в Санкт-Петербурге, Сомов назвал X5 Retail Group, которые представлены «Пятерочкой» и «Перекрестком». За ними следуют «Лента», «Окей», сеть «Магнит» — они открывают новые магазины и догоняют лидера. 

При этом специалист в сфере ретейла уточнил, что X5 Retail Group запрещено открывать в Северной столице новые магазины, потому что у них занята доля рынка 25 %, ФАС накладывает запрет. Именно поэтому «Карусели» начали переделывать в «Перекрестки», чтобы увеличить количество магазинов более эффективного формата.

Приходится шевелиться

Даниил Сомов заявил, что доставка выросла в «астрономических цифрах», однако связано это, по большей части, с пандемией коронавируса и не является прямой заслугой ретейлеров. Он отметил, что в Петербурге произошло большое количество изменений в плане доставки. Так, «ВкусВилл» задал новый темп — доставка продуктов стала занимать несколько часов, а не пару дней, как это было в случае с традиционными игроками, к примеру, с магазинами «Окей». Таким образом, все вынуждены были подтянуться за «ВкусВилл».

Ретейлеры наращивали ресурсы в логистике, чтобы справляться, отметил Сомов. В настоящее время доставляет товары даже «Пятерочка». Еще год назад об этом не могло идти речи. Кроме того, «подогревают» развитие доставки игроки нового формата, к которым относится «Самокат».

Новые решения и необычные форматы

Эксперт предположил, что в Петербурге может появиться такой формат магазинов, как Dark Store («Темный магазин»). Его особенность — отсутствие покупателей, товары при этом хранятся на складе. Уже оттуда курьеры забирают заказ и доставляют клиенту. Даниил Сомов уточнил, что в Москве у крупных ретейлеров давно есть магазины такого достаточно экономного и рабочего формата.

Помимо этого, развивается способ приема платежей. Банки уже представили ряд решений, благодаря которым покупки можно оплачивать при помощи смартфона. Эти технологии до сих пор развиваются и имеют множество перспектив.

Переформатируются и лидеры рынка, уверен эксперт. Он отметил, что у «Пятерочки» и у «Магнита» уже разработаны новые форматы. Предполагается, что в этом году в Петербурге будут обновлять устаревший вид этих магазинов. А вот новых игроков пока не ожидается, заявил Сомов.

Он также рассказал о существовании в Москве проекта под названием «Чижик» у X5 Retail Group. Этот «жесткий дискаунт» в российской столице запустили с прошлого года, в Петербурге подобных еще нет.

«В этих магазинах очень дешево. Низкая цена за счет сервиса, выкладки, содержания помещения. Товар может размещаться на паллетах. При этом площадь магазина небольшая и все очень бюджетное. Такой формат сам собой напрашивается на появление в Петербурге», — заключил эксперт.

Продуктовый ретейл — одна из самых стабильных сфер, ведь речь идет о товарах первой необходимости. Первую волну пандемии вкупе с запретом на работу смогли пережить почти все игроки. Особенно это касается крупных сетевых магазинов. А уход с рынка некоторых с КОВИД и вовсе не был связан. Малому же бизнесу приходится намного сложнее. Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали о проблемах магазинов финских и эстонских товаров, которые оказались на грани исчезновения в Петербурге.

Материалы по теме: