00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Дирижер напомнил о подвиге исполнителей «Ленинградской» симфонии в 1942 году

27.01.2021 00:09 626
История блокадного Ленинграда неразрывно связана с седьмой симфонией Дмитрия Шостаковича, ровно также, как и с дневником Тани Савичевой, где маленькая девочка в девяти страницах смогла передать весь леденящий ужас войны. Шостакович же в своих 80 минутах сумел рассказать о вероломном нашествии немцев, о скорби по погибшим и о вере в светлое будущее.
Дирижер напомнил о подвиге исполнителей «Ленинградской» симфонии в 1942 году

Гимн блокадного Ленинграда

Седьмая симфония Шостаковича давно стала гимном, музыкой, благодаря которой помнят о страшных днях блокады Ленинграда. Автобиографы знаменитого композитора спорят о том, когда же все-таки было написано это произведение. Начал ли Шостакович придумывать Симфонию № 7 до или после начала Великой Отечественной войны.

Сам Дмитрий Дмитриевич много раз хотел попасть на передовую, записывался добровольцем в Красную Армию, но каждый раз получал отказ. Друзья говорили ему, что его оружие — это музыка. В итоге в 1941-м Шостакович записался в пожарную команду профессорского-преподавательского состава Ленинградской консерватории. И в этом же году, будучи в Северной столице, он начал работу над «Ленинградской симфонией».

Впервые легендарное произведение услышали отнюдь не в Ленинграде, а в Куйбышеве. Тогда в 1942 году в эвакуации там находилась труппа Большого театра. В Северной столице горожане услышали симфонию лишь в августе 1942-го.

Исполнил «Ленинградскую» симфонию оркестр радиокомитета, а дирижировал Карл Элиасберг. Очевидцев той премьеры, скорее всего, уже не осталось в живых. Заслуженному артисту России Александру Канторову посчастливилось в молодости поработать с музыкантами блокадного Ленинграда.

«Это были 70-е. Когда я работал еще в оркестре Ленинградской филармонии, со мной рядом сидел пожилой скрипач. Он участвовал в этом знаменитом концерте блокадного Ленинграда. Помимо него у нас было еще семь человек-участников того концерта. И дирижировал Карл Ильич, тот самый, который участвовал в блокадном Ленинграде», рассказал художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» Александр Канторов.

Александр Яковлевич много вспоминает про то, что рассказывали ему коллеги:

«Они были сильно голодные, и холодно тогда было. Репетировать было очень тяжело, некоторых сняли с фронта просто по списку, посмотрели кто там воюет из музыкантов. Дополнительно питание им не полагалось, но для того, чтобы все это состоялось, они работали из последних сил»,делится маэстро.

«Я так слышу войну»

Можно ли сейчас услышать, как звучала Великая Отечественная война? Мгновенно на ум приходит рев орудий, пушек, грохот снарядов и крики людей. Все это можно не только услышать, но и увидеть на уцелевших видеофрагментах времен войны. Свою историю происходящего Шостаковичу удалось превратить в музыку. Через переживания за сограждан и близких появилось самое известное произведение композитора — Симфония № 7. Из писем друзей мы узнаем, как маэстро исполнял тогда еще новое сочинение со слезами на глазах и волнением. После выступления он сказал:

«Я не знаю, как сложится судьба этой вещи. Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю "Болеро" Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну», произнес композитор Дмитрий Шостакович.

В музыке Шостаковича без слов слышен призыв не сдаваться, не сдаваться несмотря не на что. Поддержка и боевой настрой — вот чего так не хватает советскому человеку. Симфонию условно делят на четыре части. В первых двух отражен мир без войны, но мир напряжённый. Все в ожидании чего-то тяжелого и зловещего, однако пока обстановка еще спокойная. Музыка постепенно нагнетает и как будто готовит нас к чему-то. Далее «без объявления войны» появляются непереносимые страх и тревога.

«Самая знаменитая часть нашествие. Возникает очень долго и очень настороженно. И незаметно она превращается во что-то страшное, постепенно, это очень незаметно. Тут философски ощущаешь, что он предупреждает [Шостакович] людей: "Будьте бдительны!"», — объяснил художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» Александр Канторов.

В конце сочинения, после наступления немцев, звучит надежда на будущее, светлое и счастливое.

Симфония стала символом борьбы со злом, с нацизмом и войной. Ленинградцы, которые не смогли услышать ее в зале филармонии, услышали ее по радио и громкоговорителям. Эту музыку знал весь город на Неве.

В этом году услышать живое исполнение «Ленинградской» симфонии, к сожалению, удастся очень немногим. На этот раз она прозвучит только в Таврическом дворце. В КОВИД-условиях прийти в театр или филармонию можно лишь 25 % людей от общего количества всех мест в зале. Однако у читателей НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ есть возможность попасть в Таврический дворец в режиме онлайн на исполнение этой легендарной симфонии. В прямом эфире на нашем сайте в 17:30 будет прямая трансляция «Симфонии № 7» Дмитрия Шостаковича. 

Материалы по теме: