00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Как «коридор смерти» стал Дорогой Победы и помог блокадному Ленинграду

05.02.2021 22:51 1130
В 78-ю годовщину Дороги Победы НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались с ученым секретарем Музея обороны и блокады Ленинграда Александром Кутузовым. Он напомнил о великом подвиге железнодорожников, построивших пути под постоянными обстрелами всего за 17 суток. Дорога сыграла важную стратегическую роль и позволила снабдить войска вооружением, а умирающий от голода город — продовольствием.
Как «коридор смерти» стал Дорогой Победы и помог блокадному Ленинграду

Фото 2020 года: историческая реконструкция прибытия по Дороге Победы первого поезда после прорыва блокады

Блокадная зима 1941 года оказалась для Ленинграда самой страшной и смертоносной. От голода и холода погибли сотни тысяч ленинградцев. В ноябре 1942 года было принято решение строить железнодорожную трассу на Ладоге, но после прорыва блокады 18 января 1943 года необходимость в путях по озеру отпала. В полосе прорыва за 17 суток построили железнодорожную линию Поляны – Шлиссельбург, которая соединила блокадный город с Большой Землей. Впоследствии железнодорожный путь получил название Дорога Победы. Он стал более эффективной заменой Дороги жизни для доставки грузов в блокадный Ленинград.

К 78-й годовщине Дороги Победы НЕВСКИЕ НОВОСТИ поговорили с ученым секретарем Музея обороны и блокады Ленинграда, членом Ассоциации историков битвы за Ленинград и блокады Александром Кутузовым. Он напомнил, что появление железнодорожной магистрали было связано с операцией «Искра», за которую Георгий Жуков получил звание маршала.

«Он оказал огромную помощь как представитель ставки верховного главнокомандования в этой операции. Люди, которые делали эту магистраль, не считали себя героями. У них была определенная работа, которую надо было сделать быстро и качественно. И именно работа этой магистрали помогала снабжению города», — пояснил специалист.

Под постоянными обстрелами 

В отличие от Дороги жизни, проходившей по Ладожскому озеру, Дорога Победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в трех-четырех километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти».

Шлиссельбургская трасса начиналась от станции на Волховстроевской линии, проходила по открытым, лесным и заболоченным местам, пересекала окраину Шлиссельбурга (сейчас — Петрокрепость) и далее через Неву у Шлиссельбургской крепости выходила на Ириновскую железнодорожную линию, по которой поезда могли проследовать к Финляндскому вокзалу.

«Этот участок железнодорожного пути ощущал на себе воздействие артиллерии. Он находился на стыке Октябрьской и Северной железных дорог и предусматривал движение четырех составов из Ленинграда и четырех составов в Ленинград. Два состава должны были проскакивать днем, два – ночью. В дневное время из-за сильных обстрелов повреждались поезда, и связь между Волхостроем и Шлиссельбургом была очень ненадежная, поэтому количество прибывающих в Ленинград сократилось. Стало понятно, что у магистрали должен быть один хозяин. Уже шестого апреля военный совет отправил сообщение в народный комиссариат в Москву с просьбой передать этот участок в свое ведомство», — рассказал Александр Кутузов.

Керосиновый фонарь вместо светофора и «живая блокировка»

Каждый рейс по Шлиссельбургской трассе, названной железнодорожниками «коридором смерти», сопровождался артобстрелами и бомбардировками. Люди круглосуточно боролись за построенные мосты — их удалось отстоять. Александр Кутузов рассказал, что паровозная колонна, которая обеспечивала дорогу, была укомплектована железнодорожниками Октябрьской железной дороги. Там же придумали новую технологию — так называемую живую блокировку.

«На расстоянии двух-трех километров друг от друга устанавливались телефонные посты, и у каждого поста был оборудован „светофор“ — керосиновый фонарь с красными и зелеными стеклами. Так дежурные в оперативном режиме управляли движением», — объяснил эксперт.

Умирающие дети заставляли относиться к жизни иначе

Многое зависело от состояния самой магистрали. Из-за того что ее строительство велось в спешке, а шпалы клались прямо на снег, как только началось тепло, начались размывы и просадки рельсов.

«Это все грозило сходом состава. Только в апреле 1943 года движение прерывалось 18 раз — более 150 часов дорога не действовала. Укреплением под постоянными обстрелами занимались порядка 3 тыс. человек», — поведал Александр Кутузов.

Представитель Музея обороны и блокады Ленинграда сообщил, что люди работали по ночам, так как в светлое время противник расстреливал поезда с балластом — с элементами, необходимыми для восстановления дороги. Кроме того, строительство велось в сильный мороз в условиях бездорожья и под непрерывным артиллерийским обстрелом.

«Весь этот комплекс проблем был связан в единое целое. А Дорога Победы позволила снабдить город всем. Люди просто делали свою работу как могли. Они видели, как ленинградцы умирают от голода. И умирающие дети заставляли ленинградцев иначе относиться к своей жизни»,рассказал собеседник НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Протяженность Дороги Победы составила 33 километра, было возведено три моста – через Неву, Назию и Черную. Магистраль работала до 10 марта 1944 года. За это время по ней было проведено более 6 тыс. поездов.

Именно благодаря Дороге Победы было восстановлено снабжение осажденного Ленинграда продуктами, медикаментами, топливом. Первый состав пришел в Ленинград 7 февраля 1943 года. Поезд привез в осажденный город 800 тонн сливочного масла.

Историческая реконструкция прибытия по Дороге Победы первого поезда после прорыва блокады (видео 2020 года)

Историческая реконструкция прибытия первого поезда после прорыва блокады (фото 2020 года)

Историческая реконструкция прибытия первого поезда после прорыва блокады (фото 2020 года)

Историческая реконструкция прибытия первого поезда после прорыва блокады (фото 2020 года)

Материалы по теме: