Творческая ностальгия по эпохе «уважаемых граждан»

23.03.2014 11:00 445
«Паяльник, тиски, клещи – нет такого орудия убийства, которое не было бы
зощенко«Паяльник, тиски, клещи – нет такого орудия убийства, которое не было бы использовано для названия советского сатирического журнала» (Алексей Сёмкин, старший научный сотрудник Государственного литературного музея «XX век»).

Советскую эпоху можно вспоминать с улыбкой, особенно на выставке «Крокодилы-Бегемоты», которая открылась на Невском пр., 20. В рамках проекта «Зощенко с нами» Государственный литературный музей «ХХ век» (который, к слову, был создан как музей Зощенко) подготовил вернисаж сатирических журналов «Бегемот», «Крокодил», «Ревизор», «Дрезина», «Смехач» и др.

Михаил Зощенко использовал все эти журналы как поле для своей сатирической деятельности. Он печатал свои рассказы, очерки, фельетоны, редактировал скучные статьи, разбавлял своим юмором занудные газетные репортажи, с удовольствием отвечал на многочисленные письма в редакцию, которые присылали на имя выдуманного персонажа Гаврилыча. По воспоминаниям Чуковского именно из редакционных писем писатель брал материал и вдохновение для своих острых фельетонов, вместе с читателями шутил над мещанами и высмеивал глупцов. Сила в человека в том, чтобы уметь смеяться над самим собой – это мы помним еще со времен Свифта. Чтобы выжить в коммуналках, трамваях, очередях и условиях политической ангажированности, надо иметь незаурядное чувство юмора. Что Зощенко и демонстрировал. Гений останется гением в любое время, при любом политическом режиме, и заставит себя читать еще через сто лет. К слову, на выставке «Крокодилы-Бегемоты» можно почитать самые знаменитые рассказы Зощенко – они лежат около удивительно достоверных макетов Татьяны Елатомцевой с колоритными персонажами из произведений сатирика. Еще каждый посетитель выставки может проверить себя или приятеля на пошлость (в старом понимании этого слова) в настольной игре «Пошлометр» Станиславы Смагиной и полистать сатирические журналы «Виртуального читального зала».

Алексей Сёмкин, старший научный сотрудник Государственного литературного музея «XX век»: «Те, кто постарше, помнят, как нас страшно измордовала эта советская идеология в 70-80-е годы, с каким облегчением мы от нее отвернулись, когда все это рухнуло. Отравленность этой идеологией со временем прошла, отступила, и мы стали испытывать по этим временам что-то вроде ностальгии. Зощенко был гением, средний уровень сатиры в то время был, безусловно, гораздо ниже. Но сегодня нового Михаила Михайловича у нас сейчас нет, нет фигур такого масштаба в нашей сатире. Даже любимый мною другой Михаил Михайлович – Жванецкий – он совсем другой, он другого масштаба дарование. Зощенко общечеловеческий, а Жванецкий – одесский. Но у нас есть замечательные люди, которые не хуже умеют смеяться. В народном творчестве есть талантливые вещи, но мало. В интернет-творчестве много пошлятины, много примитивного грубого юмора и очень много злобы». 


Фото: Евгения Авраменко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ






































































































































































































































































Новости партнеров: