00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Закон не ориентирован на оказание услуг: эксперт о сложностях госзакупок в Петербурге

11:21 25.02.2021 446
О причинах возможных нарушений в сфере госзакупок и заложниках 44-го ФЗ НЕВСКИЕ НОВОСТИ поговорили с экспертом, политтехнологом и вице-президентом Ассоциации коммуникационных агентств России Борисом Григорьевым.
Закон не ориентирован на оказание услуг: эксперт о сложностях госзакупок в Петербурге

Скандалы, так или иначе связанные с проведением госзакупок, с завидной периодичностью будоражат Петербург. Последний оказался связан с обслуживанием кладбищ в Колпино. ООО «Похоронная служба» потребовало отмены результатов торгов от 15 января, обвинив комитет по промышленной политике, инновациям и торговле в нарушениях: объявление о проведении конкурса опубликовано не на самом видном месте, место подачи заявок обозначено некорректно — с номером дома, но без номера офиса, а сведения об изменении даты проведения конкурса вообще забыли указать. Исковое заявление принял к производству арбитражный суд Петербурга и Ленобласти.

Складывается впечатление, что перечисленные мелкие и на первый взгляд незначительные нарушения чиновников играют на какую-то одну общую цель. Требования к претендентам изложены так, что удовлетворит им узкий круг участников рынка, имевших опыт работы на кладбищах общей площадью от 63 гектаров в городах с населением от 5 млн человек. Много ли таких городов в России?

Еще один пример. В конце 2020 года МО Лиговка-Ямская опубликовало закупку на обрезку и вырубку деревьев, тут же прослывшей закупкой года. В документации белым шрифтом зашифровали призыв: «Не лезьте в закупку, дайте заработать! Панки ХОЙ!».

Или нашумевшая история с рождественской ярмаркой на Манежной площади, которая привела к проверке со стороны ФАС. Сначала ее организаторов заподозрили в нарушении закона о конкуренции. НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили, что двенадцать мест на ярмарке, на которую безуспешно пытались прорваться десятки петербургских рестораторов, получили совладельцы ресторанной сети «Бона Капона». 

О заложниках ситуации

Возможно ли, что чиновники намеренно сужают круг претендентов? Такой вопрос НЕВСКИЕ НОВОСТИ задали эксперту — политтехнологу, вице-президенту Ассоциации коммуникационных агентств России и управляющему компании «Григорьев Борис и партнеры» Борису Григорьеву.

«Зачастую госорганы вынуждены составлять документацию таким образом, чтобы смог выиграть тот участник, который точно выполнит работы. Искусственно ограничивать пул компаний, с которыми в принципе возможно сотрудничество. Да, в таких действиях представителей власти есть нарушения, и если кто-то из участников тендера будет жаловаться, то вполне возможно, что результаты конкурса даже отменят. Но при этом и услуга не будет оказана. А если это жизненно важная для города услуга? Если она касается отопления детских садиков или уборки улиц? Мы все заложники таких ситуаций: и чиновники, и представители бизнеса, и петербуржцы»,пояснил Борис Григорьев.

Закон не ориентирован на оказание услуг: эксперт о госзакупках в Петербурге

8 257 жалоб на проведение конкурсов рассмотрели сотрудники управления федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Петербургу в 2019 году, что на 78 % больше, чем в 2018-м. Тогда на городских, федеральных и муниципальных заказчиков жаловались в общей сложности 4 627 раз. Свежей статистики за 2020 год, к сожалению, еще нет. 

Как сообщается на официальном сайте управления, из более чем восьми тысяч жалоб 2019 года почти семь — 6 895 — на городских заказчиков, 936 — на федеральных и только 426 — на муниципальных. Выдано 1 743 предписания об устранении нарушений. Назначено 986 штрафов на общую сумму 14 167 200 рублей. Оплачено 8 525 600 рублей.

Особенно проштрафились в 2019 году чиновники администрации Московского района Петербурга, суммарно их штраф составил 1 350 000 рублей.

Главной причиной роста нарушений эксперты вразнобой называют ослабленный контроль за сделками во время карантина, перераспределения средств с вынужденно «заснувших» бюджетных статей и проведение экстренных закупок, связанных с пандемией, а также традиционные и никак не привязанные к КОВИД контракты с едиными поставщиками, завышенные стоимости и даже повышение профессионализма сотрудников некоторых структур, вдруг усиливших контроль за госзакупками.

Однако наш эксперт Борис Григорьев настаивает, что причины куда глубже и кроются в самой технологии проведения конкурсных процедур. Электронные аукционы поставили во главу угла единственный фактор, по которому определяется победитель, — стоимость.

«44-й ФЗ не делает различий между закупкой товаров и услуг. Товар — величина натуральная, по каждому товару есть ГОСТы, технические характеристики и тому подобные вещи. Важнейшую роль при заключении таких госконтрактов играет цена, сроки поставки, возможно, условия оплаты. И совсем другое дело — услуги. Их качество, в отличие от качества товара, заказчик может оценить только с началом оказания этой самой услуги. В результате некоторых электронных аукционов власти получают совершенно неуправляемых подрядчиков, которые делают все что угодно, кроме того, что нужно. Вынуждены идти на расторжение договоров, проведение повторных конкурсов, затягивание сроков выполнения работ, а страдают — рядовые петербуржцы»,поделился эксперт.

Есть ли выход? Собеседник НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ видит его либо в лицензировании деятельности, либо в солидарной ответственности, которая применительно к системе госзаказа работает пока только в сфере строительства.

«Все, что связано с интеллектуальными услугами, на мой взгляд, государство должно закупать только у членов СРО (саморегулируемых организаций)»,заключил Борис Григорьев.

О сроках и рисках

Именно сроки выполнения тех или иных работ, предусмотренных госконтрактами, зачастую вынуждают чиновников идти на умышленное ограничение круга претендентов. Вот тут-то и важны, по мнению эксперта, такие мелочи, как место опубликования объявления о конкурсе, точность в указании адреса проведения конкурса и др. Но самым действенным ограничением, безусловно, является искусно составленное ТЗ (техническое задание).

Закон не ориентирован на оказание услуг: эксперт о госзакупках в Петербурге

Борис Григорьев предложил поговорить о сроках выполнения работ на примере традиционного для Петербурга конкурса на право украсить город к Новому году и Рождеству. Чтобы успеть оказать эту услугу в срок, потенциальному подрядчику нужно привлечь или освободить к ноябрю определенное количество сотрудников (штатных или нештатных), обзавестись (или арендовать) парк специальных машин с подъемниками, продумать логистику и концепцию украшений, ведь предстоит буквально за месяц одеть и подсветить целый мегаполис. Петербуржцы часто посмеиваются над появлением рождественских елок на улицах в ноябре, особенно в солнечную погоду, но, оказывается, елки — тоже заложники госконтрактов.

«Ты физически не сможешь выполнить контракт, если не подготовишься. А если подготовишься и не выиграешь, то понесешь убытки. И уже в следующий раз не сможешь принять участие в конкурсе,рассуждает Борис Григорьев. — Таким образом, чтобы город был украшен вовремя, администрация должна заранее знать тех подрядчиков, которые победят в конкурсе. А если администрация знает заранее и даже отчасти лоббирует, то мы имеем дело с нарушением закона».

Надо признать, что нередки и обратные ситуации. Конкурсы Северной столицы кажутся Клондайком для мелких и провинциальных компаний, не обладающих необходимыми ресурсами, но выказывающими определенную напористость. Они без тени сомнений предлагают самые низкие цены, вынуждая заключать с ними контракты. Один из представителей клининговой компании из средней полосы России, выигравший конкурс на производство и оформление районной многотиражки в Петербурге, однажды заявил автору этих строк, что за «такие» деньги (цена контракта не превышала полтора миллиона рублей) мгновенно наймет субподрядчиков, и еще останется. Стоит ли уточнять, что подрядчики не торопились выручать дельца ни мгновенно, ни в течение месяца-другого. В итоге целевая аудитория издания — ветераны и пенсионеры — получили первый номер газеты ни сразу после новогодних праздников, ни даже ко Дню освобождения Ленинграда от фашистской блокады, а к 8 Марта.

«Это то, к чему приводит 44-й ФЗ, который совершенно не ориентирован на оказание интеллектуальных услуг»,заключает эксперт.

Более того, нарушения 44-го ФЗ не единственные в области закупок. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход бюджетных средств — тоже преступления. И тем не менее самым распространенным, по которому чаще всего привлекаются служащие органов власти, является именно аффилированность участников государственной закупки.

Закон не ориентирован на оказание услуг: эксперт о госзакупках в Петербурге

Мастер-класс от эксперта

Что делать, если участник конкурса заподозрил: чиновники идут на нарушения, искусственно создавая такие условия, чтобы неугодные компании оказались за бортом? Этот вопрос НЕВСКИЕ НОВОСТИ тоже задали эксперту.

«Я бы никому не рекомендовал бороться за тендер, если со стороны заказчика есть некое противодействие, советует Борис Григорьев. — Потому что даже в случае победы на конкурсе шансов сдать работы без штрафов и санкций практически нет. Для защиты своих профессиональных интересов, в том числе и от вкусовщины чиновников, существуют профессиональные организации и сообщества, всевозможные союзы и ассоциации. Первое, что должна сделать такая организация, которая подозревает, что ей не попасть на тендер в госструктуру, обратиться в свою профессиональную ассоциацию. И дальше уже действовать от лица ассоциации».

Упомянул эксперт и более жесткие шаги: например, контроль проведения всех госзакупок по сфере своей деятельности, огласка любого нарушения со стороны чиновников, обращение в ФАС и в суд.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ будут следить за процессом госзакупок в Петербурге. Свежую статистику нарушений за 2020 год ожидаем в конце марта.

Понравился материал?Подпишись на «Невские новости»
Материалы партнеров: