00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Почему в Петербурге не получится построить частное метро

25.02.2021 18:54 1618
Новую отраслевую схему развития метрополитена подготовили власти Петербурга. Проект постановления с изменениями опубликован на сайте городской администрации в разделе антикоррупционной экспертизы. Согласно ему большую часть новых станций метро Петербурга откроют позже запланированного ранее срока.

Почему в Петербурге не получится построить частное метро

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга обновил схему развития городского метрополитена. Открытие некоторых станций сдвинули еще на несколько лет, следует из документа, опубликованного на сайте Смольного. Например, станции метро «Александрино» и «Проспект Маршала Жукова» откроют не в 2027 году, а в 2030-м. Ждать открытия станции «Юго-Западная» придется до 2023 года (ее хотели ввести в следующем году). В 2023-м также введут станцию метро «Путиловская». На три года позже запланированного откроются «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая Поляна» – в 2030 году. Остальные станции Красносельско-Калининской линии планируют достроить только к 2033-му.

Очередной перенос вернул энтузиастов к идее обсуждения частного метрополитена. Его в Петербурге предлагают построить уже очень давно — одни из первых обсуждений во «ВКонтакте» появились примерно лет десять лет назад. С того же времени в Сети начали с разной периодичностью появляться соответствующие петиции. Инициатор — петербуржец, активист Ринат Бичурин. За прошедшие годы он уже несколько раз пытался продвинуть свою идею, но до сих пор она не увенчалась успехом. НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали, на какой стадии потенциальный проект находится сейчас и что нужно, чтобы сделать шаг вперед в этом направлении.

Потенциал частного метро

С 2013 года в соцсетях было создано несколько групп («Сторонники создания Общественного Метрополитена», «ЗА реновацию Метрополитена в Петербурге», «Новое метро» и другие), в которых пользователи активно обсуждали строительство частной ветки. В них можно найти любые документы, от информационного письма депутатам ЗакСа о проекте создания до примерного календарного плана работ. Только дальше разговоров о возможном строительстве дело не зашло.

 

Мечта или реальность? Частное метро спасет Петербург от пробок

«Надземное метро будет на порядок дешевле. И построить его можно за месяц. Любые инвесторы будут вкладываться, и это быстро окупается по сравнению с подземным метро», — уверен инициатор Ринат Бичурин.

По его словам, операционная эффективность перевозки пассажиров в таком случае выйдет гораздо дешевле. Кроме того, часть дохода получит инвестор. Однако не все так просто — по словам Рината Бичурина, город требует, чтобы это было государственно-частное партнерство. То есть после окончания строительства инвестор должен будет передать его в собственность Петербурга.

«На самом деле никакого запрета [на частное строительство] нет. Вышел закон о внеуличном транспорте, где прямо написано, что это возможно, чтобы и подвижной состав, и инфраструктура, и эксплуатация находились в частном управлении», — пояснил активист.

Доктор экономических наук и профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Мария Конягина в разговоре с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ сообщила, что в теории частное метро в Петербурге действительно может стать конкурентоспособным.

«В лондонском метро каждая ветка является частной, но оно строилось таким изначально», — напомнила она.

Историю лондонского метро подробно описывал «Коммерсант»: первая в истории линия была открыта 10 января 1863 года, она протянулась от Паддингтонского железнодорожного вокзала до вокзала Кингc-Кросс (6 км, семь станций). При этом уточнялось, что разные участки строили разные акционерные компании — только после Второй мировой войны метро национализировали, а с 2000 года оно стало субъектом государственно-частного партнерства. Также частные линии метрополитена строят в Токио, Нью-Йорке, Париже и Сеуле.

Мечта или реальность? Частное метро спасет Петербург от пробок

Кроме того, в 2004 году в Москве была построена линия монорельса — этот проект изначально тоже задумывался как частное ответвление от станции «Киевская» Филевской линии. В какой-то момент от концепции мини-метро отказались и в 2005 году построили обычное ответвление с двумя станциями. Несколько лет спустя на этой линии все же появилась первая станция, построенная на частные средства («Мякинино»).

Однако, по словам собеседницы НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ Марии Конягиной, частные инфраструктурные проекты — это огромное количество согласований с разными комитетами и ведомствами, а также подведение линий высокого напряжения. К этому Петербург, вероятно, пока не готов.

«Нужна инфраструктура и готовность общества. Если эта дорога будет проходить и наступит на некоторые интересы большого количества граждан – они сразу выйдут, и власти ничего не смогут сделать», — объяснила эксперт.

При этом и другой собеседник НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ, экономист Сергей Дубовик, усомнился в правильности такой затеи, как строительство частных линий.

«Надземное, или „легкое“, метро — это выделенная трамвайная линия с инфраструктурой. Без передачи городу это сложно сделать. Одна из причин — то, что невозможно провести его без [учета] интересов города и предприятий», — заявил эксперт.

Мечта или реальность? Частное метро спасет Петербург от пробок

Приблизительная стоимость

Ринат Бичурин считает, что строить частное метро будет гораздо быстрее, чем подземные станции, так как это во много раз дешевле. По его подсчетам, сейчас один километр подземного тоннеля стоит около 10 млрд рублей.

«А надземное метро будет на порядок дешевле», — предположил активист.

Однако озвученную цифру можно считать несколько завышенной, так как, по данным Смольного, строительство трех станций Фрунзенского радиуса («Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары») обошлось городу в 34 млрд рублей, стоимость депо — в 10,6 млрд. При этом в Москве средняя стоимость строительства одного километра линии метрополитена со станционным комплексом глубокого заложения составляет 7 млрд рублей, а стоимость строительства одного километра линии со станционным комплексом мелкого заложения — 4,5 млрд рублей.

Мечта или реальность? Частное метро спасет Петербург от пробок

Сложности при строительстве

По словам Марии Конягиной, частные наземные станции невозможно построить, например, в центре Петербурга.

«Метро не будет иметь возможности для развития. При этом центр защищен ЮНЕСКО, поэтому ничего сверху строить не получится», — пояснила специалист.

На официальном сайте городского правительства петербуржцам уже не раз напоминали о существовании стратегии сохранения культурного наследия.

«В течение долгого времени охранялись отдельные памятники без учета их окружения. Специфика культурного наследия Санкт‑Петербурга диктует сочетание пообъектной, средовой и градостроительной охранных практик. Предметы охраны культурного наследия  это ключевые элементы, параметры, характеристики среды, которые являются носителями исторической, архитектурной, художественной ценности», — говорится в тексте сообщения на сайте Смольного.

Мечта или реальность? Частное метро спасет Петербург от пробок

Там же сказано, что наивысшую ценность представляют собой «объемно-пространственный планировочный каркас, конфигурация центральных водных пространств, общегородской силуэт, панорамы рек, ансамбли главных площадей и перспективы основных улиц». Все это означает, что исторический облик центра города просто невозможно «украсить» надземными составами частного метро, так как они вряд ли смогут «вписаться» в эту среду.

Альтернативные варианты

«В пригороде можно купить небольшой участок земли и строить, так как в городе физически нет возможности построить выделенные трамвайные линии, чтобы они не касались чьей-то собственности», — предложил альтернативный вариант экономист Сергей Дубовик.

При этом Ринат Бичурин рассказал, что уже занимается проектированием надземного метро во Всеволожском районе. Однако никаких подробностей проекта он не раскрыл. Мария Конягина уточнила, что и в этом случае проект будет очень дорогим, так как придется задействовать большие площади земельных участков.

«Мы должны понимать, что строительство подразумевает занимание территорий Ленинградской области. Это временный ущерб территории, траты на восстановление, экологические интересы. Плюс Всеволожский — не самый новый район, там могут найтись древние места, и историки и археологи поднимут свои интересы. И в этом случае первоначальная стоимость проекта увеличится в несколько раз», — объяснила собеседница НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Мечта или реальность? Частное метро спасет Петербург от пробок

Однако активист Ринат Бичурин все же уверен, что частное метро поможет Петербургу. Еще в 2013 году он заявлял, что создание общественного метрополитена даст большой положительный эффект для города и его жителей — такая линия в пешеходной доступности якобы будет экономить горожанам много времени и денег, а также наличие нового метро поможет освоению территорий для жилищного строительства, даст импульс экономическому росту.

Пока планы по строительству частных линий метро остаются на уровне обсуждений и разговоров, в Петербурге продолжается работа над новыми станциями городской подземки. Так, 15 февраля НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали, что Смольный вошел в совет директоров АО «Метрострой Северной столицы». Три из девяти мест закреплены за представителями «ВТБ Девелопмент», а для заседания совета необходим кворум в семь человек от общего числа членов. Смольный же, вероятно, получит шесть оставшихся мест. В связи с этим ни одно решение не сможет быть принято без участия хотя бы одного члена совета от ВТБ. Однако эти перемены оценивают как положительные — с новой структурой есть шанс, что станции петербургского метро будут открывать быстрее. Между тем открытие новых линий петербургского метро перенесли на 2024 год.

НЕВСКИЕ НОВОСТИ продолжат освещение темы развития петербургского метрополитена. В одном из следующих материалов журналисты издания представят точку зрения города на создание частного метро и другие волнующие горожан вопросы.

Материалы по теме: