00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Лебедь, рак да щука: комитеты Смольного не договорились о совместной борьбе с нарушителями

10.03.2021 12:07 476
НЕВСКИЕ НОВОСТИ продолжают говорить о борьбе с незаконной рекламой, с приходом весны захватившей фасады, столбы, трансформаторные будки, урны, двери парадных и прочие поверхности в Петербурге. Рассказываем, почему проект автоинформирования нарушителей, показавший хорошие результаты сразу в нескольких районах города, за четыре года так и не вышел за рамки пилотного.
Лебедь, рак да щука: комитеты Смольного не договорились о совместной борьбе с нарушителями

В прошлом материале мы задались вопросом, почему не прижились в городе специальные антивандальные покрытия, а в этом рассказываем о втором инновационном методе — о пилотном проекте автодозвона, который также оказался невостребованным городскими властями.

Метод второй. Автодозвон

В конце 2016 года в трех районах Петербурга был запущен пилотный проект автоинформирования по номерам телефонов тех горе-бизнесменов, которые решили незаконно развешивать свои рекламные объявления везде, где им только вздумается. Итоги первых четырех месяцев обсуждали в Доме журналиста на Невском проспекте. За круглым столом собрались представители районных администраций, муниципалы, рекламисты, волонтеры, регулярно устраивающие «рейды чистоты».

Смольный представляли сотрудники сразу двух комитетов: по печати и по вопросам законности. Первый выступил заказчиком проекта, второй — гарантом исполнения статьи 37-1 городского закона «Об административных правонарушениях», контроль за соблюдением которого возложен на одно из структурных подразделений комитета по законности. Однако помимо него составить протокол и выписать штраф нарушителю могут и в районной администрации, и в муниципалитете, и в полиции. (Но не в комитете по печати — запомним это важное дополнение.) Разработкой программного обеспечения занимался комитет по информатизации и связи, ему же из городского бюджета были выделены необходимые средства.

Вкратце рассказываем, как работает система. Робот на автомате набирает телефонные номера, указанные в объявлениях, и потенциальный клиент уже не может дозвониться нарушителю. Зато приятный женский голос каждые пять минут сообщает: «Уважаемый абонент, информируем вас о том, что данный телефонный номер указан в несанкционированном рекламном объявлении. Это объявление было размещено с нарушением законодательства Петербурга». Предлагает прийти в администрацию для составления протокола, получить штраф, оплатить, и только тогда номер будет «свободен».

Лебедь, рак, да щука: комитеты Смольного не договорились о совместной борьбе с нарушителями

Проект показал хорошие результаты, но за рамки пилотного так и не вышел. В пик активности в базе автодозвона одного только Петроградского района значилось до 400 номеров. В очередь за штрафом нарушители, конечно, не выстраивались, но бумажной «нелегалки» на улицах сразу трех районов города стало в разы меньше.

Сложности взаимодействия

На официальном сайте района сохранились публикации, посвященные дискуссии вокруг проекта. По заверениям заместителя главы администрации Андрея Цибиногина, тогда на Петроградке удалось наладить межведомственное взаимодействие: объявления, предлагающие незаконные услуги, отрабатывались полицией, а делегированные сотрудники комитета информатизации и связи помогали с настройкой оборудования и ведением общей базы.

На том же круглом столе бывший заместитель председателя комитета по печати Александр Дрожжин заявил, что Смольный планирует создать единую базу автодозвона по всему городу. С тех пор ничего не изменилось. 

«Не наша область деятельности. Статья 37-1 находится в ведении комитета по вопросам законности. Есть муниципальные округа, которые также наделены полномочиями возбуждать эти дела. В конце концов есть полиция, которая должна следить за незаконной деятельностью. Пока существует незаконная деятельность, она будет где-то рекламироваться»,пояснила начальник отдела городской рекламы и информации комитета по печати Оксана Ефименко.

Лебедь, рак, да щука: комитеты Смольного не договорились о совместной борьбе с нарушителями

Пытаясь разобраться, а не найти виноватого, корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ задался вопросом, почему же за целых четыре года дело не сдвинулось с мертвой точки, какой комитет городской администрации должен принять соответствующее решение и либо внедрить проект на территории всего Петербурга, либо закрыть пилотный, преобразовав его в локально районный.

«Эти полномочия действительно есть у комитета по печати, но чисто технические. Для того чтобы нажимать кнопку в программе, которую разработал комитет по информатизации и связи. Но чтобы автодозвон осуществлялся, должны быть выделены деньги. А деньги выделены не нам, а комитету по информатизации и связи. Законодательством не предусмотрено выделение средств на одно и то же сразу двум органам государственной власти. Это будет нарушением. Полномочий по привлечению к ответственности у нас тоже нет и никогда не было»,продолжила Оксана Ефименко.

Рядовые петербуржцы, как правило, не хотят разбираться в полномочиях комитетов. Они хотят видеть город чистым. И зачастую не понимают чиновничьих хитросплетений: почему нельзя рассмотреть сотрудничество и взаимодействие комитетов внутри единого органа власти, которым и является администрация города. В конце концов и в пилотном проекте деньги на разработку и запуск программы были выделены все тому же комитету по информатизации и связи, «кнопку» нажимали в районных администрациях, а штрафовала нарушителей вообще полиция на основании переданной ей информации. Такое взаимодействие задумывалось и отрабатывалось еще при вице-губернаторе Говорунове, оно было одобрено всеми участниками проекта в публичном пространстве, его продемонстрировали журналистам. И если вдруг в нынешних условиях оно стало неудобным, то возникает вопрос: почему молчат председатели комитетов, почему не пересмотрят условия реализации проекта.

Кто мешает комитету по печати на городском уровне информировать нарушителей, используя программное обеспечение, разработанное комитетом по информатизации и связи на выделенные им средства, а комитету по законности или полиции — привлекать к ответственности, используя ту же базу данных? Ведомства не могут договориться между собой.

«Если три района эту возможность имеют, то пусть они поделятся опытом с оставшимися пятнадцатью,говорят в комитете по печати. — Каждый пытается это начинание от себя оттолкнуть».

Лебедь, рак, да щука: комитеты Смольного не договорились о совместной борьбе с нарушителями

«Да, такой проект был. Он зарекомендовал себя очень хорошо, велся по заказу комитета по печати. Наша сторона была технологическая, что будет дальше спрашивайте комитет по печати. Денег не выделили? Но обоснование выделения средств должны были представить заказчики. Мы не инициаторы и не идеологи, мы реализовывали проект», пояснили в пресс-службе комитета по информатизации и связи.

В любом случае одного автодозвона для решения проблемы несанкционированной рекламы городу недостаточно, считают эксперты. Поэтому от традиционных методов отказываться не предлагают. Приводят в пример успешный московский опыт — ужесточение наказания за расклейку объявлений. Как только штраф вырос до 10 тысяч рублей, желающих «работать по профессии» стало гораздо меньше.

В следующем материале на тему борьбы властей с незаконной рекламой на улицах Петербурга расскажем о побочном эффекте, от которого пострадали добровольцы одного из поисковых отрядов. 

Материалы по теме: