00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Спасение людей или незаконная реклама: как волонтеры стали нарушителями и что с этим делать

11.03.2021 16:42 629
НЕВСКИЕ НОВОСТИ продолжают говорить о борьбе с незаконной рекламой, захватившей фасады, столбы, трансформаторные будки и прочие поверхности Петербурга. Наравне с явными нарушителями («мужьями на час» и работницами секс-индустрии) под штрафные санкции попадают нарушители поневоле (волонтеры и добровольцы). Обсудили побочный эффект с пострадавшими и экспертом. Спасение — за камерами видеонаблюдения с возможностью распознавания лиц.
Спасение людей или незаконная реклама: как волонтеры стали нарушителями и что с этим делать

В прошлых материалах мы задавались вопросами, почему не прижились в городе специальные антивандальные покрытия, а хорошо себя зарекомендовавший пилотный проект автоинформирования нарушителей оказался невостребованным городскими властями. Сегодня предлагаем коснуться «тонкой и деликатной темы». Именно так побочные эффекты от борьбы с незаконной рекламой назвали в пресс-службе комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Петербурга.

Цветные листовки в непредназначенных для них местах можно разделить на несколько групп: социальные объявления о поиске людей или животных, незаконная реклама законных видов деятельности и самые вопиющие — незаконная реклама незаконных видов деятельности.

Незаконным путем такую дешевую и нехитрую рекламу часто размещают мелкие и социально безответственные предприниматели. Они предлагают легальные услуги и ссылаются на то, что средствами на креатив и другие носители не располагают. Эксперты готовы делать скидку на экономический кризис, закон – нет. По оценке городского общественного совета по рекламе, 80 % листовок размещают те, кто приехал в Петербург на заработки и считает нормой оставить информацию о «муже на час» (не путать с интимными услугами!) на стене или заборе дома.

«Я скажу больше, скоро выборы, и объявления "муж на час" уйдут на второй план, везде будут висеть кандидаты»,обозначает еще одну грань рекламного спама депутат Государственной Думы Сергей Боярский.«А все кандидаты будут говорить, что это не они повесили. Так что город может начинать готовиться к еще одной разновидности рекламы на самых разных поверхностях, в том числе для нее и непредназначенных».

Побочный эффект борьбы с незаконной рекламой: от пилотного проекта Смольного пострадали волонтеры

Но независимо от того, легитимна ли деятельность горе-бизнесменов или нет, цветной листок на фасаде или водосточной трубе — вандализм. Де-юре это нарушение правил благоустройства и загрязнение города. Для информирования населения из наружных носителей существуют муниципальные доски.

Побочный эффект

В ноябре 2019 года в систему автодозвона Петроградского района, фактически блокирующую номер нарушителя, попал телефон волонтера поискового отряда «ЛизаАлерт». Отряд занимается поиском пропавших людей по свежим следам. Их деятельность широко известна по всей России. Профессиональные спасатели считают членов отряда своей главной подмогой. Энергия и скорость добровольцев много раз помогали людям, попавшим в беду, вернуться домой.

«К счастью, такое случается нечасто,поделились с корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ в пресс-службе отряда. — «Мы встречались с районной администрацией. И очень рады, что нам пошли на встречу. Понимаем, что дворники и жилищники обязаны поддерживать город в чистоте, поэтому они и снимают наши ориентировки. Власти пытаются к ним относиться как к незаконной рекламе, но это не реклама. "ЛизаАлерт" не ведет коммерческую деятельность. Это информирование населения».

Представитель отряда рассказал, что районная администрация пыталась найти выход из сложившейся тупиковой ситуации и предлагала волонтерам развешивать ориентировки в школах, детских садах и даже в храмах. Как нам объяснили добровольцы, на практике в условиях городского поиска нередки ситуации, когда потерявшийся человек не переживает и ночи, наутро его находят мертвым. И ждать открытия школ и храмов уже не имеет смысла. Также практически бесполезными для поиска оказываются легальные объявления на муниципальных досках. Эти стенды расположены за пределами основного пешеходного трафика, их почти никто не видит.

Побочный эффект борьбы с незаконной рекламой: от пилотного проекта Смольного пострадали волонтеры

Добровольцы все силы кидают на максимально быструю отработку каждой заявки. Ресурсов пройтись по маршруту расклейки уже после того, как объявления теряют актуальность, нет. Сил бы на основную деятельность хватило!

«Поверьте, мы тоже очень любим и ценим наш город, считаем его одним из самых красивых в мире. И у нас существуют определенные регламенты распространения листовок. Мы никогда не клеим их на автомобили и частные дома, на исторические памятники и памятники архитектуры ни в коем случае. Мы клеим на водосточные трубы, на столбы, клеим максимально безвредным способом обычным скотчем, который элементарно снять, он не оставляет следов.

Ввиду того, что у нас очень ограниченный ресурс той же бумаги или скотча, мы стараемся зазря его не расходовать. Развешиваем ориентировки максимально рационально: в самых проходных местах»,поясняют в пресс-службе «ЛизаАлерт».

Часто в поиск включаются друзья и родственники пропавших. Они распечатывают ориентировки и распространяют так, как посчитают нужным: иногда в ход идет клей «Момент», стекла автомобилей, фасады домов-памятников. Что с этим делать, в отряде не знают, контролировать стихийное распространение своих листовок волонтерам не под силу. Ребят всего-то на весь Петербург и всю Ленобласть около 500 человек.

«Ориентировки очень важный инструмент поиска. Без помощи неравнодушных граждан, без их свидетельств, работать будет крайне сложно. У нас есть алгоритмы работы со свидетельствами, мы знаем, как проверять их на достоверность, но для того, чтобы отработать свидетельства, их нужно получить. Люди должны узнать, что человек пропал, должны увидеть ориентировку. Через интернет получается многое, но далеко не все»,рассказывают в отряде. 

Волонтеры также отметили, что с приходом тепла петербуржцы станут активнее выезжать на природу и теряться. А это значит, что активизируются не только «мужья на час» и представительницы секс-индустрии с экзотическими именами: ориентировок от «ЛизаАлерт», к сожалению, тоже станет больше. И что бы не говорил нам закон, здравый смысл отказывается ставить в один ряд рекламные объявления мастеров-надомников, девочек по вызову и настоящие крики о помощи — объявления о поисках людей и домашних животных. 

Побочный эффект борьбы с незаконной рекламой: от пилотного проекта Смольного пострадали волонтеры

В пресс-службе комитета по вопросам законности ситуацию с автодозвоном на номера добровольцев назвали «тонкой и деликатной темой». Это говорит о том, что власти ее понимают. В случае выхода пилотного проекта на новый уровень и городской масштаб, когда подобные случаи с волонтерскими отрядами самой разной направленности неизбежно участятся, проблему будут решать. Возможно, с привлечением экспертов. Возможно, и не за одним круглым столом.

Пока же в соответствии с действующим законодательством административной ответственности подлежат физические лица независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и так далее. Другими словами, все, нарушившие статью 37-1 закона Петербурга «Об административных правонарушениях», вне зависимости от содержания размещенных объявлений.

Впрочем, в некоторых случаях, предусмотренных КоАП РФ, в том числе и с учетом обстоятельств, смягчающих административную ответственность, волонтеры поисковых отрядов могут рассчитывать на снисхождение.

Задерживать всех, штрафовать избранных

В разговоре с корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ депутат Государственной Думы Сергей Боярский согласился с тем, что на борьбу с безвкусными «кричащими» листовками городу нужно выделять больше сил и средств.

«Но одного универсального рецепта решения проблемы, на мой взгляд, пока не существует», — сказал депутат.

От борьбы Смольного с незаконной рекламой пострадали волонтеры

Боярский считает, что на законодательном уровне не стоит прописывать «поблажки» для кого бы то ни было.

«Мы очень изобретательный и творческий народ, на каждый запрет найдем огромное количество способов его обойти. Я даже могу себе представить, как будет работать фантазия у тех, кто предлагает те или иные запрещенные услуги. Значит, будут искать красивых девушек, подделываясь под известные волонтерские организации, маскироваться. Уверен, что сделав исключение по каким-то признакам для поисковых отрядов, мы не решим вопрос незаконной рекламы.

Вопрос поиска и поимки расклейщиков за руку нужно осуществлять с помощью камер видеонаблюдения с функцией распознавания лиц»,рассказал депутат.

Он приводит в пример столичный опыт, где камеры наблюдают за центральными улицами города денно и нощно. В их объективы попадает трафик самых оживленных уголков Москвы.

Сергей Боярский считает, что задерживать за нарушение правил благоустройства и вандализм нужно всех, а привлекать к ответственности и штрафовать избирательно, «по-человечески подходить к вопросу», ведь все нюансы жизни большого города не отразить в регламентах и правилах, как ни старайся. Иной раз и воспитательной беседы достаточно.

«Я бы не срывал, например, объявления, написанные от руки»,делится Боярский личным опытом. «У нас в поселке в старом садоводстве не приветствуется расклейка на столбах: этот вечный бетон и навоз, который все ходят и срывают. Но если речь идет о пропавшем котенке или щенке, наоборот, стараются помочь и вернуть потеряшку. Человека не обманешь, он всегда отличит настоящий крик о помощи от призыва, скрывающего в себе совершенно другие смыслы. А прописать такое в букве закона невозможно».

По мнению депутата, законодательные и нормативно-правовые акты не терпят вкусовщины. Кому-то из блюстителей порядка покажется, что снисхождения заслуживает объявление о сборе средств для приюта, кому-то — о поиске пропавших, третий дрогнет при виде приглашения разорившегося предпринимателя отведать его шаверму. А закон должен быть одинаковым для всех. 

Ранее мы сообщали, что Невский проспект очистят от незаконной рекламы после публикации НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

Материалы по теме: