00.00 00.00 00.00
Нажми «Разрешить»
Узнавай только о главных событиях в Петербурге!

Как общество автомобилистов расплачивается «крепостными» за поражение в «гаражной войне»

07.04.2021 18:50 1661
В Приморском районе Санкт-Петербурга не утихает конфликт вокруг коллективной автостоянки «Петроградец-3». Члены общества автомобилистов обвиняют автономную некоммерческую организацию «Дирекция по развитию городского парковочного пространства» (АНО «ДР ГПП») в самоуправстве и рейдерском захвате земли. Однако там уверяют, что заключили договор аренды на законных основаниях. НЕВСКИЕ НОВОСТИ разбираются в этой истории. 
Как общество автомобилистов расплачивается «крепостными» за поражение в «гаражной войне»

Ты не пройдешь!

Субботнее утро. Мы встречаемся с владельцем гаража Сергеем Зубаревым 20 марта у метро «Старая Деревня». Садимся в его машину. Знакомый Сергея с пропуском на стоянку должен встретить нас неподалеку от «Петроградца-3» и отвезти на своем автомобиле за шлагбаум. 

На месте запланированной встречи Сергей набирает товарища, чтобы уточнить, через сколько тот подъедет. Однако собеседник внезапно сообщает, что заболел и посодействовать нам не сможет.

Сергей предлагает действовать иначе. Мы подъезжаем к шлагбауму и выходим из машины. Из окна сторожки выглядывает охранник. Узнав Сергея, который уже более года «воюет» с АНО «ДР ГПП», чоповец выскакивает на улицу. На правой кисти охранника красуется татуировка с изображением паутины. 

На КПП Сергей объяснил, что собирается продавать гараж и пришел с покупателем на просмотр. Но мужчину все равно не пускают. Документы, подтверждающие право собственности, которые попытался предъявить Сергей Зубарев, охранник не принимает. Сторож заявляет, что попасть на территорию автостоянки можно только по пропуску, выданному в АНО «ДР ГПП», а чтобы получить документ, необходимо подписать договор на обслуживание. Другие бумаги новая управляющая организация не признает, считая их недействительными.

Будучи членами Всероссийского общества автомобилистов (ВОА), многие собственники гаражей не захотели иметь дело с АНО «ДР ГПП», которое, по их мнению, заключило арендный договор с явными нарушениями. Ситуация привела к серьезному расколу внутри самого общества автомобилистов. Но об этом чуть позже. 

Примерно пару минут Сергей общался с охранником, пытаясь пройти на территорию. Нам оставалось лишь подыгрывать ему. Но и возмущения недовольного покупателя, который с утра пораньше в выходной день приехал смотреть гараж, не возымели никакого эффекта. 

В конце концов охранник предложил Сергею связаться с АНО «ДР ГПП» и продолжить общение непосредственно с руководством организации. Короткий телефонный разговор на повышенных тонах закончился ничем. Сославшись на выходной день, представитель АНО «ДР ГПП» предложил созвониться в понедельник.  

Тем временем непонятно откуда появился еще один мужчина, похожий на бездомного. В довольно грубой форме он попросил нас покинуть КПП. Представиться мужчина отказался, отметив, что официально он не имеет никакого отношения к стоянке. По его мнению, это обстоятельство позволяет ему выгонять непрошеных гостей любыми способами. Но до рукоприкладства, к счастью, не дошло.

После неудачных попыток попасть на территорию Сергей Зубарев вызывает полицию и звонит своему тезке и товарищу по несчастью — Сергею Рогожину, оказавшемуся в еще более непростой ситуации. Опасаясь за сохранность своего имущества, мужчина осенью прошлого года принес документы в АНО «ДР ГПП», но пропуск на территорию ему так и не дали, да еще без его ведома сменили замок на гараже. О том, почему так произошло, он узнает через пару дней.

Желтые жилеты

Сергей Рогожин приехал к шлагбауму раньше полиции. Минут за десять до встречи его тезка охарактеризовал своего товарища как «бодрого пенсионера». Однако Сергей Рогожин оказался не таким, каким мы его успели представить.

Выглядел он и правда довольно бодрым, много шутил. Но на простого пенсионера Сергей Рогожин совсем не похож: солидный внедорожник, престижный смартфон, на пальце массивный перстень. До недавнего времени он работал директором крупного камнеобрабатывающего предприятия, а сейчас вышел на заслуженный отдых.

«Все началось с того, что мне позвонили и сообщили, что происходит захват гаражей. Я поехал на стоянку. Там были люди в желтых жилетах с бензоинструментом. Вход в бухгалтерию уже вышибли, разбили окна, чуть не дошло до драки. На место прибыла полиция. Мне поставили условие: либо я заключаю договор, либо меня не допускают к моему имуществу. Мне пришлось подписать документы, правда, я внес пять изменений. Спустя месяц мне позвонили и сообщили, что я могу пользоваться гаражом, но когда я приехал, меня все равно не пустили. Получилось попасть только с полицией, и то со второго раза, когда приехала сотрудница с майорскими погонами. В итоге мне поменяли замок и номер гаража, которым я пользуюсь более 30-ти лет. Сейчас буду судиться», — рассказал Сергей Рогожин.

После неудачной попытки пройти к своему гаражу экс-директор завода по примеру своего тезки вызвал полицию, перед этим предложив нам с Сергеем Зубаревым перебраться в просторный салон своего внедорожника.

Спустя час, а то и больше к «Петроградцу-3» приехал участковый. Проверив у автолюбителей документы, младший лейтенант провел нас на территорию, чтобы мы могли посмотреть гаражи. Имущество Сергея Зубарева оказалось практически в порядке. Ключ подошел к замку гаража. Однако открыть двери помешал сугроб. Расчистить снег возможности не было, так как Сергея не пускали на территорию. Тем не менее автомобилист рассказал участковому о недавнем появлении дополнительной маркировки, испортившей внешний вид гаража. 

А вот Сергей Рогожин пожаловался на новый замок, из-за которого пенсионер не может удостовериться в сохранности своего имущества.

После осмотра гаражей оба автолюбителя отправились в машину участкового, чтобы написать заявления. Через пару дней Сергею Рогожину сообщили, что летом прошлого года владельцем гаража стал другой человек. Сейчас пенсионер пытается выяснить обстоятельства сделки и оспорить ее в суде. Однако в полиции ему отказали в возбуждении уголовного дела без объяснения причин.

Дела давно минувших дней

Чтобы разобраться в этой ситуации, нам предстоит вернуться на несколько десятилетий назад, ведь причиной конфликта послужили события, которые произошли еще в середине нулевых.

В 1980-х годах, между улицами Ситцевой и Оптиков появились автостоянки «Петроградец-2» и «Петроградец-3». Долгое время участок под гаражами арендовало Всероссийское общество автомобилистов. Однако в 2005 году суд расторг договор между КУГИ (нынешний комитет имущественных отношений) и ВОА. Сразу после того, как документ утратил силу, около 80 процентов гаражей «Петроградца-2» снесли. После этого стоянку упразднили, а то, что от нее осталось, присоединили к соседнему «Петроградцу-3». 

«Ранее с Петроградской районной общественной организацией Санкт-Петербурга — местным отделением Всероссийского общества автомобилистов — был заключен договор аренды земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Ситцевая ул., участок 1 (юго-восточнее пересечения с Планерной ул.) для использования под гаражную автостоянку. Договор прекратил свое действие 03.07.2005», — уточнили в комитете имущественных отношений.

Освободившаяся территория вскоре начала зарастать бурьяном, но уже в 2007–2008 годах на пустыре построили торговый центр. Оставшиеся гаражи сносить не стали. Однако, несмотря на бетонные полы и кирпичные стены, строения так и не признали объектами капитального строительства. Во многом по этой причине новые арендаторы не пускают собственников гаражей на территорию.

Сейчас общая площадь стоянки составляет около 34 117 квадратных метров, а кадастровая стоимость участка оценивается в 155,8 млн рублей, а его реальная цена может быть еще выше.

Новые крепостные

Почти полтора десятилетия ВОА Петроградского, а позже Приморского районов управляло коллективным имуществом без договора аренды земли, так как все «гаражники» имеют статус членов этой организации. Однако в декабре 2019 года АНО «ДР ГПП» смогло заключить арендный договор с КИО по земельному участку вне конкурса. Старое название стоянки, по-видимому, упразднили. АНО «ДР ГПП» именует гаражный комплекс не иначе как «ГПК-1». Все это вызвало возмущение в обществе автомобилистов. Около тысячи человек сами хотели распоряжаться территорией, на которой находится их имущество. Тем более что стоимость обслуживания гаражей выросла с 10 до 12 тыс. рублей в год. Конечно, многие автомобилисты от безысходности заключили договор с новой организацией, но часть собственников не захотела принимать навязанные условия. Ведь по сути людей передали как крепостных, несмотря на то что России так не делают уже полтора века. 

«В конце 2019 года я приехал подавать заявку на аренду в КИО. Но тогда выяснилось, что договор ВОА с городом еще не был подписан. Это 28 ноября. В середине декабря появлялось "ДР ГПП". Первое время ничего не менялось. Но уже в январе 2020-го их представители начали захватывать территорию силовыми методами. Далеко не все были согласны с тем, что будет управлять АНО "ДР ГПП". Я поначалу писал жалобы в различные инстанции, но потом все же заключил договор в конце марта, опасаясь за сохранность своего имущества», — описывает ситуацию владелец гаража Александр Смирнов.

Черная полоса общества автомобилистов

По информации источника НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ, Всероссийское общество автомобилистов может управлять более чем половиной гаражных комплексов Санкт-Петербурга и получать с этого неплохие доходы. Однако в последние годы ВОА терпит серьезные поражения на северо-западном «фронте». При таком раскладе «гаражная империя» общества автомобилистов может рухнуть в ближайшее десятилетие. Ведь это не первая неудача ВОА за последнее время. Например, недавно в том же Приморском районе под снос отправился комплекс «Петроградец-4».

«И в нашей истории, и в том, что происходит с "Петроградцем-3", виновато Всероссийское общество автомобилистов и его небезызвестный руководитель в Петербурге Валерий Солдунов. Там только делали вид, что собираются помочь. На самом деле все происходило с их молчаливого согласия. Когда стало известно о том, что гаражи снесут, мы попытались заключить договор с новой организацией, которая могла помочь отстоять наши права. Однако из-за безынициативности некоторых собственников своевременно этого сделать не получилось, и мы упустили этот момент. Мы обращались в полицию и районную прокуратуру, но компенсацию так и не получили, сейчас судимся», пожаловался Александр Телков, бывший владелец гаража в «Петроградце-4».

Однако в руководстве организации и ее районном отделении отрицают обвинения в попустительстве и нежелании отстаивать права собственников гаражей.

«Мы сейчас судимся. Уже дошли до третьей инстанции. В свое время оформляли договор на эту землю, но нам его не продлили, выбрали другую организацию. Я даже обращался с жалобой в Государственную думу», — утверждает руководитель городского общества автомобилистов Валерий Солдунов.

По словам главы Приморского районного отделения организации Владимира Морозова, АНО «ДР ГПП» смогло подозрительно быстро оформить документы на управление земельным участком, на котором расположена автостоянка «Петроградец-3».

«Если у нас уходило около года, они смогли все сделать за месяц. Чиновники так быстро не работают. Кроме того, у АНО "ДР ГПП" есть несостыковки в договоре аренды. Наши участники поливают нас грязью, хотя они продолжают состоять в ВОА, не платя взносы. Все время боролись. И до сих пор не сдаемся. Единственная наша вина в том, что мы не подали своевременно заявление на аренду», — прокомментировал нападки членов ВОА Владимир Морозов.

Момент упущен

Согласно копии документа, который оказался в распоряжении нашей редакции, после жалоб собственников гаражей в КИО начали служебную проверку. Действительно, по результатам разбирательства ведомство признало ошибки в договоре на передачу участка в аренду АНО «ДР ГПП». Начальник северного направления Агентства имущественных отношений Ирина Степанова получила выговор. Из-за отсутствия акта «приема-передачи» директору государственного казенного учреждения «Имущество Санкт-Петербурга» Ирине Крупчатниковой поручили расторгнуть договор на использование земельного участка. Однако этого не произошло. АНО «ДР ГПП» продолжает управлять стоянкой, а общество автомобилистов судиться с КИО, при этом проигрывая слушания. На вопросы, касающиеся проверки, в ведомстве решили не отвечать.

«Вступая в ВОА, я как и многие предполагал, что это огромный колосс, с большим количеством отделений по России и многолетней историей. На поверку этот колосс оказался на глиняных ногах, с нас каждый год собирали денежные взносы, сообщали на отчётных ежегодных собраниях о неустанной работе по улучшению нашего правового положения и уверяли, что работа по заключению арендного договора по земле ведётся. На поверку всё оказалось блефом, заявки стали подавать по факту существования уже поданных от АНО. После проверки в КИО был самый благоприятный момент для того, чтобы продолжать активные действия. Решение внутри комитета уже приняли, и нужно было добиваться его реального исполнения. Но нам учиняли всевозможные препятствия. Вообще складывается впечатление, что приходится бороться со спрутом, его щупальца пронзили не только АНО — КИО — ВОА, но и затрагивают полицию, прокуратуру, суд. Все обращения и заявления игнорируются или волокитятся, на запросы практически нет ответов. Непонятно, где у этого монстра голова, но его щупальца ищут и постоянно находят новых жертв. Кто следующий?» спрашивает Сергей Зубарев.

Кстати, саму Ирину Степанову якобы видели на территории «Петроградца-3» во время «силового захвата». По словам свидетелей, чиновница раздавала указания приставам, которые выгоняли администрацию ВОА. Об этом заявили несколько представителей общества автомобилистов. Однако фотографии и видеозаписи в подтверждение своих слов свидетели не предоставили.

В комитете имущественных отношений добавили, что представители общества автомобилистов ни разу не обращались в ведомство с заявлением на заключение арендного договора. 

«С автономной некоммерческой организацией "Дирекция по развитию городского парковочного пространства", являющейся лицом, ранее обратившимся за предоставлением участков в аренду, заключены договоры аренды участков для хранения транспортных средств некоммерческой организации автовладельцев. Договоры зарегистрированы в установленном порядке управлением Росреестра по Санкт-Петербургу. В соответствии с условиями договоров комитет не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность арендатора»,  при этом уточнили в ведомстве.

На портале «Электронное правосудие» опубликована история разбирательств между ВОА и КИО. Последнее заседание состоялось 9 марта 2021 года. Кассационную жалобу ВОА суд не удовлетворил. Кстати, АНО «ДР ГПП», которое, напомним, члены общества обвиняют в рейдерском захвате земли, фигурирует в этом процессе в качестве третьего лица.

В итоге конфликт оказался довольно запутанным, так как его участниками стали сразу четыре стороны. Приморское районное отделение общества автомобилистов раскололось на два лагеря. Инициативная группа обвиняет руководство организации в отсутствии поддержки. При этом обе стороны пишут жалобы, а также судятся с АНО «ДР ГПП», обвиняя организацию в рейдерском захвате и сговоре с комитетом имущественных отношений (КИО), который также выступает в качестве ответчика по ряду судебных процессов, связанных с «Петроградцем-3». Администрация Приморского района в конфликт на своей территории не вмешивается.

Также мы обратились в АНО «ДР ГПП». Трубку снял человек по имени Валерий. Возможно, именно с ним Сергей Зубарев общался по телефону у шлагбаума. Представитель организации заявил, что постарается ответить на наши вопросы на следующий день. Однако спустя пару минут в редакцию НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ позвонил некий Константин. Он заявил, что Валерий не уполномочен давать комментарии, а конфликт между АНО «ДР ГПП», ВОА и собственниками гаражей не более чем выдумка. На логичный вопрос о том, почему в таком случае организация фигурирует в отчетах о судебных заседаниях, собеседник заявил, что тяжбы проходят без участия «ДР ГПП».

Само АНО, кстати, появилось всего за несколько месяцев до начала истории со стоянкой «Петроградец-3» — официальная дата регистрации: 13 июня 2019 года. Согласно информации источника НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ, «ДР ГПП» с тех пор успело заключить договоры на аренду шести стоянок, четыре из которых находятся в Приморском районе. Директором организации числится Владимир Гашук — учредитель нескольких предприятий, часть которых сейчас находится в процессе ликвидации. Кроме того, предприниматель владеет несколькими квартирами в Петербурге.

Семейный подряд

Оппоненты АНО «ДР ГПП» Владимира Гашука уверяют, что супруга бизнесмена — Ирина — до недавнего времени возглавляла УФМС Приморского района. Сейчас в центре документов на улице Красного Текстильщика она руководит отделом оформления видов на жительство. Мы решили проверить эту информацию и выяснили, что Ирина и Владимир Гашук владеют общей недвижимостью на улице Авиаконструкторов, поэтому, скорее всего, и правда состоят в родстве. Члены ВОА подозревают, что именно семейные связи помогли предпринимателю оперативно заключить договор и рассчитывать на лояльность со стороны полиции во время конфликтных ситуаций.

Кроме Владимира Гашука, учредителем «ДР ГПП» числится Союз владельцев транспортных средств. По данным портала Rusprofile, эта организация связана не только с дирекцией, но и с ООО «Торгтонн», которое принадлежит бизнесмену. Сейчас фирма находится в процессе ликвидации.

С самим Владимиром Гашуком у нас получилось связаться лишь через два дня после того, как мы впервые обратились в АНО «ДР ГПП». Разговор с предпринимателем не задался, однако бизнесмен все же коротко ответил на несколько вопросов.

«Про нас могут говорить все что угодно. Но мы ничего не нарушали, не захватывали силой. Договор аренды с КИО заключили на законных основаниях. Чем закончились суды, можете посмотреть»,ответил Владимир Гашук.

Юристы сомневаются в том, что у представителей ВОА есть хоть какие-то шансы выиграть слушания. Из-за того, что гаражи не признают недвижимым имуществом, в аналогичных разбирательствах суд, как правило, встает на сторону арендаторов участка.

«Чтобы понимать, нужно смотреть документы. Но, по моему мнению, у собственников гаражей шансов очень мало. Кирпичная стена не дает гаражам статус объекта капитального строительства. Нужен каменный фундамент. Иначе закон будет на стороне арендаторов, которые даже могут попросить убрать гараж. И что за документы о собственности? Если это справка из ВОА — особой юридической силы она не имеет. Необходима выписка из ЕГРН. У меня было аналогичное дело — владельцы гаражей его проиграли», высказала свою точку зрения юрист Екатерина Калугина.  

Есть шансы у собственников гаражей выйти победителями из этой запутанной истории? — Их не так много. Если продолжатся тяжбы, то скорее всего Верховный суд не станет менять решение предыдущей инстанции. Однако этот случай, и то, что произошло с «Петроградцем-4» говорят о том, что эпохе ВОА постепенно приходит конец. Пожалуй, единственное, что сейчас может попытаться сделать эта организация — это постараться сохранить имущество своих членов на оставшихся территориях. 

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ писали о том, что многие гаражи в Петербурге давно перестали использоваться по назначению, а на территориях кооперативов незаконно работают станции технического обслуживания и шиномонтажные мастерские.

Материалы по теме: